Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские уголь и газ нанесут двойной удар по кошелькам европейцев

Российские уголь и газ нанесут двойной удар по кошелькам европейцев

Высокие цены на уголь и газ вызваны политикой ЕС, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович

 

Уголь в Европе вырос в цене

Нидерландская биржа Title Transfer Facilty (TTF) сообщает, что российский энергетический уголь подорожал в ЕС на фоне роста газовых цен. Угольный фьючерс достигал на торгах 141 доллара за тонну – это максимум за последние 13 лет.

Средняя цена на уголь составляет 137 долларов за тонну, но еще три месяца назад она падала до 74 долларов за тонну.

В последний раз цены на уголь находились на таком высоком уровне 13 лет назад, когда нефть ушла за 140 долларов за баррель, а перегрев глобальной экономики обернулся мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов.

Ущерб от «коронакризиса» масштабней тех событий, поэтому восстановление мировой экономики привело к росту цен на базовые энергоресурсы – уголь и газ, которые взаимозависимы и отвечают за выработку электричества и отопление.

Лидерами по потреблению угля в ЕС являются Польша и ФРГ. Только если у поляков просто такая экономика – с непропорционально большим угольным сектором, то у немцев провалились проекты в области возобновляемых источников энергии (ВИЭ). 

 

Основой ВИЭ является морская ветрогенерация – немцы построили ветропарки на морском побережье, однако проблемой как ветряков, так и солнечных батарей является негарантированная выработка электроэнергии.

В 2021 году ветряки дали немецкой экономике на 27% меньше генерации, чем в проблемный 2020 год.

Одновременно разгон цен до 586,2 доллара за тысячу кубов вместе с транзитной политикой «Газпрома» и серьезными вопросами по старту «Северного потока – 2» заставляют ФРГ возвращаться к угольной генерации.

Других вариантов у немцев нет – предложение СПГ ушло в Азию, а атомную генерацию Берлин свернул под давлением «Зеленых». Из-за этого ФРГ пришлось вернуться к основам – к бурому углю, который в конце XIX – начале XX веков создал германскую промышленность.

Энергетическая политика ЕС обернулась убытками

«Волатильность на сырьевых рынках чрезвычайно высокая. Год назад мы обсуждали цены на газ и нефть, бывшие тогда критически низкими, аналогичная история происходила с углем – его котировки также просели», - констатирует Митрахович.

Стояла риторика, что инвестиционные компании не будут вкладываться в уголь. Было мнение, что углю осталось несколько лет, а затем он уйдет в прошлое, но ситуация изменилась, причем это связано с несколькими факторами. 

 

«В мире идет восстановление после пандемии, во многих странах продолжается успешная вакцинация, и там повышается экономическая активность. Не надо забывать и про фактор эмиссии, он и раньше воздействовал на энергетический рынок. Страны, ранее эмитировавшие резервную валюту, позволяют себе бесконтрольно печатать доллар, евро и иену», - резюмирует Митрахович.

США и другие западные страны в 2020 году эмитировали огромное количество денег для заливания «коронакризиса» свежей ликвидностью. Они не в первый раз пошли таким путем, причем это не могло не оказать влияния на финансовый и сырьевой рынки.

Деньги нужно где-то использовать, вот они и материализуются на сырьевом рынке, разгоняя рост цен на базовые энергоресурсы.

«Не надо забывать и про энергопереход и диверсификацию. Идеология ускоренного энергоперехода в ЕС столкнулась с реальностью: когда отключаются угольные станции или делаются планы по отказу от них, а других источников энергии не хватает, приходится закупать газ, который сразу становится дорогим и растет в цене», - заключает Митрахович.

Вместе с газом растет в цене и уголь: в ЕС многие ведущие производители снизили производство данного энергоресурса. Приходится все больше закупать сырья в РФ, которая извлекает прибыль с ошибок европейской энергополитики.

«В ЕС ходят слухи об отказе от инвестирования в угольное производство, поэтому приходится работать со странами, которые не отказываются от угля. Поставщики из Кузбасса в сложившейся ситуации радуются – потребление угля в ЕС выросло», - констатирует Митрахович.

С точки зрения энергоперехода газ должен заменить уголь, но процесс обязан быть плавным. Оба энергоресурса играют значительную роль в электрогенерации и отоплении, поэтому с наступлением холодов по Европе больно ударят угольно-газовые цены.

«Негативно на ситуации в ЕС сказалась политика диверсификации. Если бы в Брюсселе нормально работали с поставщиками и стабильно развивали газовую инфраструктуру, то ситуация стала бы значительно лучше», - резюмирует Митрахович.

Только старт «Северного потока – 2» в 2019 году закрыл бы проблемы, связанные сегодня в Евросоюзе с дефицитом газа.

В Европе введены огромные платежи за выбросы CO2. Если бы проблему не гипертрофировали, то в ЕС не было бы проблем с энергоресурсами. Европейские энергетические проблемы носят искусственный характер, и в них Брюссель виноват сам. 

 

«Европейцы являются сегодня заложниками своего курса, хотя вряд ли они от него откажутся. Ситуация может поменяться – «Северный поток – 2» запустят, погода улучшится, но пока Европа вынуждена жить с высокими ценами на сырье», - заключает Митрахович.

В ближайшее время цены на газ и уголь останутся на высоком уровне, а осенью и зимой будет новый расклад.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 18.08.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики