Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газопровод ТАПИ нужен талибам для легитимизации в Афганистане

Газопровод ТАПИ нужен талибам для легитимизации в Афганистане

Строительство газопровода ТАПИ – нереалистичный проект, в который никто не станет вкладывать деньги хоть с талибами, хоть без них, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Талибы заговорили об индустриализации

Мохаммад Сохаил Шахин, официальный представитель «Талибана»* (террористическая организация, запрещена в России), захватившего власть в Афганистане, заявил о заинтересованности движения в строительстве транснационального газопровода Туркмения – Афганистан – Пакистан – Индия (ТАПИ).

Шахин также отметил в интервью телеканалу Sky News, что «Талибан» надеется реализовать и другие крупные инфраструктурные проекты в стране, например: построить железные дороги, развивать бизнес, привлекать инвесторов и создавать рабочие места. Иными словами, они стремятся реализовать потенциал Афганистана в качестве стратегически значимого «моста между Центральной и Южной Азией».

Игорь Юшков уверен, что ТАПИ относится к мертворожденным идеям, мощность которых стремится к нулю.

«Во-первых, в проект с участием талибов никто не станет вкладывать деньги, – объясняет Юшков. – Во-вторых, даже до того момента, когда «Талибан» взял власть в свои руки, все прекрасно понимали, что ТАПИ – это нереалистичная идея».

Эксперт отмечает, что больше всего в газопроводе был заинтересован Туркменистан, который очень сильно продвигал и рекламировал его: страна занимает четвертое место в мире по запасам газа объемом в 19,5 трлн кубометров.

По мысли Ашхабада, ТАПИ должен был протянуться почти на 1800 километров и подавать 30 млрд газа. Туркменистан даже построил свой участок газопровод – около 200 километров, закупив трубы на 200 млн долларов у Челябинского трубопрокатного завода.

Когда дело дошло до строительства 700-километрового участка в Афганистане, в 2018 году произошло трагичное событие: неизвестные вооруженные боевики застрелили пятерых специалистов, приехавших провести осмотр мест строительства газопровода. При этом уже тогда некоторые группы талибов заявили о важности реализации данного проекта для Афганистана и пообещали ему защиту.

«Этот проект мертв, потому что никто не может гарантировать безопасность на афганском участке», – подчеркнул Игорь Юшков

 

В проекте ТАПИ Туркмения имеет 85%, Афганистан, Пакистан и Индия – по 5%. Страны никак не могут договориться не только о строительстве, но и о формуле цены на газ. Планировалось, что Пакистан и Индия будут получать по 14 млрд кубометров в год, а Афганистан – 5 млрд.

В результате Индия заявила, что изначально не готова заключать долгосрочный контракт, предложив сначала построить газопровод, а потом обсуждать условия сотрудничества, отмечает эксперт.

Зачем талибам ТАПИ

Игорь Юшков считает, что талибы проявляют рациональность, размышляя, как им зарабатывать деньги и искать дополнительные источники дохода, помимо наркотрафика.

«Именно поэтому их первые заявления касаются того, что они готовы к сотрудничеству и созданию дееспособного государства. Талибы очень заинтересованы в том, чтобы их признали полноправной властью в Афганистане.

Если будет кому платить, то нефтепродукты Кабулу станут поставлять соседние страны: Пакистан, Средняя Азия и другие. Афганистан – страна хаоса, и она всегда была такой. Там все можно сделать за деньги», – рассуждает Юшков

 

Однако маловероятно, что на территории этого государства могут быть крупные инфраструктурные проекты. Для их реализации нужны высококвалифицированные специалисты, которые не поедут в Афганистан. Инвестиции туда не пойдут, и страна продолжит сидеть на импорте.

Эксперт отметил, что потребление нефтепродуктов в Афганистане небольшое, население страны преимущественно аграрное, поэтому даже с точки зрения импорта больших объемов ждать не стоит.

* Террористическая организация, запрещена на территории РФ.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 17.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики