Главная > Актуальные комментарии > Рейтинг событий месяца > Топ-лист событий за июль 2021 г.

Топ-лист событий за июль 2021 г.

Фонд национальной энергетической безопасности предлагает Вашему вниманию топ-лист 10 наиболее значимых событий в отрасли за июль 2021 г. и готов прокомментировать свой выбор подробнее.

  1. Практически полное завершение строительства «Северного потока – 2»

    Обе нитки завершены на 99%, но при этом начинается следующая часть Марлезонского балета под названием «Условия использования газопровода». И здесь уже Соединенный Штаты, которые уже фактически признали факт достройки, обозначили, что они заставят европейцев регулировать применение «Северного потока – 2», его заполнение в зависимости от объема транзита через Украину. Пока стороны в июле только обозначили свои условия. США и Германия подписали декларацию о судьбе украинского транзита и «Северного потока – 2», где зафиксировано, что США хотели бы видеть продление на 10 лет контракта, который завершается в 2024 г. Причем, судя по всему, хотели бы видеть на условиях 2024 г., а это 40 млрд кубометров транзита через Украину. Конечно, такие объемы России не нужны. Москва тоже свою позицию обозначила: она готова сохранить транзит в случае коммерчески привлекательных условий и – это самое главное – в случае гарантированного роста спроса на российский газ. А вот это, несомненно, сложнее с учетом борьбы с долгосрочными контрактами и идеей диверсификации. Поэтому нас здесь ждут довольно сложные переговоры, но, правда, время-то еще есть. С одной стороны, контракт закончится в 2024 г. С другой стороны, труба достроена, и нужно определяться с условиями ее использования уже сейчас.

  2. Решение Европейского суда об отклонении апелляции Германии на решение по OPAL

    И это тоже не случайно произошло именно в июле, потому что история с OPAL – определенный прецедент, который может быть распространен на «Северный поток – 2». Дело в том, что «Северный поток – 2» попадает под регулирование Третьим энергопакетом. Европа специально расширила законодательство на морские трубы. Собственник трубы имеет право на гарантированное заполнение 50%. Но есть возможности и для расширения этого объема. Одной из возможностей являются газовые аукционы. В свое время Европейский суд разрешил-таки «Газпрому», а точнее собственникам OPAL («Газпром» является собственником этой трубы), помимо 50% еще 30% мощности докупать на аукционах. Но потом в дело вмешалась Польша, естественно, и по ее иску Европейский суд опять вернулся к 50% по OPAL. Это решение пытались оспорить, и Европейский суд отклонил апелляцию. Хотя на самом деле эта ситуация с газовыми аукционами полностью соответствует европейскому законодательству. Но надо объективно смотреть на вещи. Вероятно, когда будет решаться вопрос о заполнении «Северного потока – 2», старая римская формула «пусть рухнет мир, но восторжествует юстиция» не сработает. К сожалению, Европейский союз, безусловно, политизирует свое право, и история с OPAL это доказывает. Это тот прецедент, который настраивает на непростые переговоры по «Северному потоку – 2».

  3. Министерская встреча ОПЕК+

    Встреча завершилась довольно серьезным изменением добычных квот. На самом деле, это решение действительно крутое. Российские ожидания были существенно более скромными, но все-таки решено добавлять по 400 тыс баррелей добычи каждый месяц. И это означает, что уже в мае следующего года Россия выйдет на досдельные объемы. Точнее, теоретически может выйти, получив квоту объема добычи, соответствующую апрелю 2019 г. А дальше эта квота вообще может быть увеличена. Конечно, вокруг этого много споров. Некоторые считают, что это решение не такое уж и серьезное и растущий рынок переварит. Другие полагают, что ковид на марше и решение серьезное. Но почему мы решили, что, собственно, так все и будет до конца 2022 г.? Формально сделку даже продлили до конца 2022 г. и, вроде бы, определили ее условия. Но этот год убедил нас в том, что условия пересматриваются постоянно. Мы лично убеждены только в одном: до конца 2022 г. сделка в нынешнем виде не доживет и будет еще меняться в зависимости от конъюнктуры, а конъюнктура тоже будет меняться.

  4. Европейский союз опубликовал пакет законопроектов, которые должны юридически оформить «зеленый курс» ЕС

    Конечно, Россию в большей степени интересует то, что называется CBM, т.е. те сборы, которые будут взыматься с российских экспортеров. Первая оценка: не так всё страшно, могло быть все гораздо масштабнее, быстрее. ЕС только с 2026 г. возьмет выплаты, а пока будет считать так называемый «охват 1» (предполагает, что будут считаться карбоновые выбросы при производстве товаров) и не будет считаться электроэнергия и полная цепочка – то, что попадает в «охват 2» и «охват 3». Но все это опять поменяется довольно быстро. И европейцы уже показали, что они способны творчески перерабатывать свое право в собственных интересах. Так что ситуация не такая простая, как кажется. Европейцы уже продемонстрировали, что, когда они видят сопротивление контрагентов, они как бы «заманивают» в эту историю – сначала пугают, потом облегчают условия, а потом начинают закручивать гайки. Думаем, здесь все будет развиваться по такому же сценарию. При этом в России очень сильно активизировались сторонники немедленного введения платы за углерод, и это тоже заметная история.

  5. Заявление замминистра финансов Алексея Сазанова

    Г-н Сазанов сказал, что в России нет необходимости вводить тот самый углеродный налог. Это такая показательная вещь. Потому что, с одной стороны, такие люди как Чубайс, Эдельгериев сейчас активно пропагандируют введение платы за углерод. Хотя совсем недавно был принят закон о выбросах парниковых газов, который предполагает пока введение только системы учета, но не плату за углерод. И вот Сазанов выступает с такой благоприятной для нефтегаза инициативой. Типа, не волнуйтесь, дорогие нефтяники, дорогие газовики, остальные производители товаров, мы углеродный налог в России вводить не собираемся. Но на самом деле, позиция достаточно лукавая, выглядит, как в известном анекдоте про доброго дедушку Ленина, который мог бы и ножичком полоснуть. Аналогия, может, не лучшая, но именно так все и выглядит. Потому что одновременно Алексей Сазанов заявил, что никакого облегчения налогового режима для нефтяников в ближайшее время не будет. По крайней мере, пока нефтяники находятся в сделке с ОПЕК+, никакого облегчения не будет. И, кстати, то же самое по налогу на вязкую и высоковязкую нефть. Хотя даже Путин поддержал эту инициативу, тем не менее, Минфин заявляет, что нет, пока ничего не ждите. А в качестве позитива Минфин говорит: «Ну, зато мы не подержим углеродный сбор!» А углеродный сбор – это, понимаете, вообще дополнительные налоги! Т.е. речь идет о том, что сейчас нагрузка на нефтяную отрасль уже крайне серьезная. Но Минфин говорит: «Нет, ничего страшного. А если будете еще и выступать, смотрите, мы можем переметнуться в лагерь Чубайса и поддержать введение углеродного налога». Тогда это все окончательно добьет. Если мы хотим добить отрасль, которая, как минимум, треть сборов для консолидированного бюджета обеспечивает, ну, наверное, по такому пути стоит пойти.

  6. Уход Анатолия Яновского из министерства энергетики

    На самом деле, это целая цепочка кадровых перемещений. Яновский не просто ушел из замминистров, но еще и занял место Кирилла Молодцова, который являлся помощником руководителя Администрации Президента Антона Вайно и одновременно курировал работу президентской комиссии по ТЭК. Яновский 20 лет курировал угольную отрасль, пережил многих министров. И вот впервые за все правление Владимира Путина меняется человек, который отвечал за угольный сектор. Это означает только одно: ведется борьба, безусловно, за контроль над этим сектором. Продолжим внимательно следить за тем, кто займет место куратора угля. Обычно, когда готовится решение такого рода, сразу называют и приемника, один уходит – другой занимает его место. В этом же случае никакого приемника пока нет, и на конец июля на сайте Минэнерго открыта вакансия.

  7. Бензин на опте взял планку в 60 тыс руб за тонну

    Заговорили о запрете экспорта бензина. Минфин уже заявляет, что этот запрет никак не скажется на бюджете. Понятно, что перед выборами эту тему надо как-то проконтролировать. Вот ее и контролируют. Избиратель нервничает, нужно подать ему сигнал, что все в порядке. Но самое интересное, что в рознице цена держится. Видимо, здесь все же есть негласный компромисс: правительство разрешает вертикально-интегрированным нефтяным компаниям разгонять цену в опте, крупняк собирает деньги с независимых заправщиков, те покупают на опте и резко сокращают маржу. Они говорят, что вот-вот погибнут, но, в принципе, говорят они об этом лет пять. И не гибнут. Значит, у них тоже есть какой-то потенциал роста выручки или прибыли. Не сложно, наверное, предположить, какие здесь возможны инструменты повышения прибыли. Самый простой, конечно, то, что называется «бадяжить бензин». Мы не исключаем, что именно так всё на топливном рынке и развивается. Совершенно очевидно, что перед выборами 19 сентября никто не даст в рознице разогнать цены на бензин. А вот какие инструменты будут использованы и перейдут ли на такие совсем советские методы регулирования, типа запрета экспорта, мы посмотрим в ближайшее время.

  8. Газ на европейском споте взял планку в 500 долларов за тысячу кубов

    Весь июль были высокие цены. И это важная новость, потому что она показывает игру рынка. Европейцы все время говорили, что биржевой способ ценообразования очень важен и привлекателен для клиентов. Ну, вот получите биржевой способ ценообразования. Конкуренция - история предельно простая. Еще в начале года в Азии сильно выросла цена, туда ринулся СПГ. Соответственно, за первое полугодие довольно сильно просели поставки СПГ в Европу. Вот вам и ценник. Плюс жаркое лето. Вот игра рынка. Он ведь невидимая рука, как известно. А залезает эта рука в разные карманы.

  9. Создание правительственной комиссии по водороду

    Это, с одной стороны, отражает такой общий хайп, который у нас идет на тему «новой энергетики», и водород – его часть. И у нас очень много желающих получить госсубсидии на водород. Почему нет, если государство готово эту историю субсидировать? С другой стороны, вопросы не тривиальные. Возвращаясь к теме Green Deal, нужно отметить, что Европа жестко декларирует условия по новому топливу и намерена отказываться от углеводородов. Конечно, там очень многие цели носят несколько мечтательный характер, многие недостижимы. Но общая идея, что на водород нужно переводить транспорт, имеет место быть. С чем же выйдет Россия? Главный вопрос: новая комиссия должна немедленно вступать в переговоры с Европой, например, потому что Европа отказывается признавать «голубой» водород. Хотя с точки зрения борьбы за климат, это совершенно непонятно. «Голубой» водород производится из метана с улавливанием и захораниванием парниковых газов. Его климатический эффект не хуже, чем у «зеленого» водорода. Однако Европа его категорически не признает. Интересно, кстати, что в комиссии есть даже замминистра иностранных дел, но министерство иностранных дел с точки зрения энергетических переговоров никогда, честно говоря, не показывало никаких супер-результатов.

  10. Подготовка Минпромторгом плана локализации оборудования для СПГ-проектов

    Вот тоже характерная история, когда государство довольно активно субсидирует производство СПГ и дальше начинает придумывать обоснования этому. Изначально говорится, что за СПГ будущее, соответственно, мы должны это производить, а пока это, может быть, не слишком рентабельно, то государство должно помочь. И возникает новая идея: давайте у нас будет собственное оборудование, мы поможем импортозамещению. Вот такая же история будет и в водороде. Тоже найдутся желающие освоить госсубсидии, скажут, что это разгон промышленного роста. Хотелось бы, конечно, чтобы у нас в энергетике побольше было бы коммерческого подхода. Коммерческого, а не кейнсианско-политического.


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики