Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина будет конкурировать с Польшей и Турцией за транзит российского газа

Украина будет конкурировать с Польшей и Турцией за транзит российского газа

Транзитное будущее Украины покрыто туманом, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

ФРГ и Украина угрожают России санкциями

Немецкое издание Handelsblatt сообщает, что канцлер ФРГ Ангела Меркель и президент Украины Владимир Зеленский предупредили Россию о возможных санкциях в случае использования «Северного потока – 2» в качестве энергетического оружия. Меркель заверила Зеленского, что при таком варианте развития событий в отношении РФ будут введены ограничительные меры.

Термин «энергетическое оружие» прописан в совместном заявлении США и ФРГ, но его значение не раскрывается, однако одновременно с этим Меркель называет проект коммерческим. Исходя из этого, прокачка 55 млрд кубов газа в год через «Северный поток – 2» является нормальными торговыми отношениями. Ничем другим здесь заниматься нельзя, поэтому суть германских угроз непонятна.

Украинский транзит является коммерчески невыгодным для «Газпрома», на поверхности лежит вопрос: почему систематическое навязывание ГТС Украины российской стороне не является энергооружием, а ставка «Газпрома» на «Северный поток – 2» является? 

Зеленский на встрече с Меркель заявил, что «Северный поток – 2» представляет опасность не только для Украины, но и для всей Европы, при этом контракты и объемы закупок газа европейскими потребителями не зависят от проекта. Для Украины борьба с «Северным потоком – 2» также является политическим проектом, дело здесь не только в 1,2 млрд долларов транзитных доходов.

Значение Украины снижается

В Handelsblatt обращают внимание на то, что Меркель неоднократно заявляла, что будет работать с РФ над сохранением транзита газа через Украину, но российский президент Владимир Путин заметил, что вопрос зависит от рыночного спроса в ЕС. РФ выполнит транзитное соглашение 2019 года, но его продление или новый вариант зависят от европейских обязательств по закупкам сырья.

Украина длительное время была главным транзитным направлением для российского газа, но ее значение снижется уже более 20 лет. Если в 1998 году по украинскому маршруту было прокачено 141 млрд кубов газа, то в 2020 году – менее 56 млрд.

Однако поставки российского газа в страны ЕС бьют рекорды и увеличиваются. Ситуация связана со строительством газопроводов «Ямал – Европа», «Северный поток – 1» и «Турецкий поток», куда ушла значительная часть российского газового транзита. 

Украинские доходы также сокращаются: в 2020 году Киев заработал на транзите 1,7 млрд евро, а в 2021 году сумма станет еще меньше.

Вместе с газовой темой Меркель продвигает проведение нового саммита на уровне лидеров в рамках «нормандского формата», но разрешение кризиса на юго-востоке Украине кажется невозможным, в отличие от достижения компромисса по газовой проблеме. Украинские власти зависимы от США, а тем выгодно наличие кризиса в Донбассе для сохранения санкционного давления на РФ.

РФ продолжит сокращать транзит через Украину

«Меркель действительно сказала, что если РФ будет использовать проект как энергоружие, то Германия введет новые санкции против «Северного потока – 2», но есть вопросы, насколько такие угрозы будут реализованы», – констатирует Перов.

Меркель уходит с поста канцлера, и непонятно, каким будет новым Правительство ФРГ. Шансы «Зеленых» не кажутся однозначными, их теперь опережает СДПГ, а у социал-демократического политика Олафа Шольца лучший рейтинг среди кандидатов в канцлеры.

По данным ZDF, у Шольца он составляет 44%, у представителя ХДС/ХСС Армина Лашета – 20%, а у Анналены Бербок из «Зеленых» – 16%. Шольц поддерживает санкционную линию по РФ, но предлагает не политизировать сотрудничество в экономике и энергетике.

«Есть вопросы по тому, как новые немецкие власти будут реализовывать обещания Меркель. Россия учитывает угрозы Германии, а слова канцлера ФРГ о том, что надо оставить транзит газа через Украину и не использовать этот вопрос как энергетическое оружие, не первое заявление Меркель такого рода. Только Россия продолжит сокращать газовый транзит через Украину», – резюмирует Перов.

Перов называет необходимым «Газпрому» минимумом украинского транзита цифру в 10 млрд кубов газа в год, но ГТС Украины при таких цифрах транзита мгновенно станет нерентабельной. Проще ее закрыть, чем осуществлять подобные поставки газа. Инфраструктура вышла за проектные сроки эксплуатации, а при транзите в 10 млрд кубов газа в год любая модернизация является бессмысленной.

«На Украине есть расчеты, согласно которым можно сохранить жизнеспособность ГТС, но для этого требуется кратно сократить ее мощности. После этого нельзя будет нарастить транзитный потенциал до современного уровня», – заключает Перов.

В таком случае Киев получит роль локального игрока на рынке транзита российского газа, наряду с Польшей и Турцией, через которые проходят такие газотранспортные системы, как «Ямал – Европа» и «Турецкий поток».

«Транзитный потенциал Украины уменьшится в несколько раз, но это реальный вариант, который Киев рассматривает как форс-мажорный, на тот случай, если не получится выбить продления транзитного соглашения», – констатирует Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 23.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики