Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Байден подготовил новый план борьбы с «Северным потоком-2»

Байден подготовил новый план борьбы с «Северным потоком-2»

Названы два сценария развития событий вокруг российского газопровода

Последний метр подводной ветки «Северного потока-2» будет проложен 12 сентября — фактически на два года позднее первоначальных планов сдачи газопровода в эксплуатацию. Столь внушительная задержка вызвана, главным образом, западными санкциями, постоянно мешавшими участникам проекта двигаться к конечной цели. Вот и сейчас Вашингтон пытается всеми силами помешать уже фактически готовому газопроводу. Американский президент Джо Байден издал указ, открывающий возможность для новых санкций против проекта, а Минфин США в то же время ввел ограничения на очередные российские компании и суда.

Срок завершения строительства «Северного потока-2» (СП-2) становится понятен из извещения, распространенного Управлением по водному сообщению и судоходству Германии. До 12 сентября баржа «Фортуна» проложит недостающие сейчас 13-14 км трубы и поставит последнюю точку в создании морской ветки и всего нового российского газопровода в целом.

Вбить «золотой костыль» в последнюю сваю СП-2 участники проекта рассчитывали еще в конце 2019 года. Однако объявленные США санкции вывели из игры главного строительного подрядчика — швейцарскую фирму Allseas. Под ударом аналогичных претензий Вашингтона газопровод продолжает оставаться по сей день. Причем число ограничений постоянно растет.

Последние из них были объявлены сразу же после встречи президента России Владимира Путина с уходящей с поста немецкого канцлера Ангелой Меркель, которая состоялась 20 августа. Джо Байден подписал указ, позволяющий вводить ограничительные меры против «вредной деятельности» российского правительства на мировом энергетическом рынке, которая включает в себя и реализацию СП-2. И доза новых санкций не заставила себя ждать: Минфин США сразу же дополнил «черный список» российских компаний и судов, «запятнавших» себя участием в проекте, страховой фирмой «Константа», компанией «Нобилити» и принадлежащим ей снабженческими кораблями — «Остап Шеремет» и «Иван Сидоренко».

Российские эксперты не ждут от нового демарша Вашингтона катастрофических последствий. По мнению замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, трубопровод будет полностью готов в течение ближайших двух недель, а очередные шаги Вашингтона объясняются формальными бюрократическими требованиями по предоставлению администрацией Байдена трехмесячного доклада в Конгресс, содержащими «сводки с полей» газового противостояния с Россией.

Между тем действия чиновников Белого дома еще способны привести к ужесточению прессинга проекта после пуска морской и начала эксплуатации сухопутных частей СП-2. Не зря влиятельная немецкая газета Handelsblatt назвала в числе главных рисков газопровода назначение на должность куратора энергетической безопасности США дипломата Амоса Хохштейна, который прославился своей антипатией к российскому проекту и наверняка окажет на новом посту самое негативное влияние на его будущую работу.

В общем, предстоящей осенью вокруг уже достроенного газопровода ожидаются новые геополитические битвы. Каждая из сторон уже запаслась набором «боеприпасов»: Вашингтон продолжил расширять санкционный список «вредных» участников проекта, а Россия сократила поставки сырья в Европу, устроив на рынке Старого Света ценовой бум и вызвав дефицит энергоресурсов. Демонстрация нашей страной своей энергетической «мускулатуры» выглядит впечатляюще: стоимость тысячи кубометров в странах ЕС побила исторический максимум, подпрыгнув почти до $600.

Эксперты прогнозируют два основных сценария развития событий вокруг СП-2. Первый из них подразумевает оперативное — до конца года — продление соглашения о транзите российского газа через Украину после 2024 года. В этом случае у США не окажется повода для введения новой порции санкций, поскольку энергетическая безопасность Незалежной будет сохранена.

Однако такой уступки Москвы может оказаться Вашингтону мало, и США приведут в исполнение второй сценарий. Даже в случае заключения контракта о продлении транзита по украинским трубам американцы могут не только не снять, но и постоянно вводить запретительные меры в отношении кораблей и компаний, которым в будущем предстоит проводить техническое обслуживание, а также обеспечивать финансовый, сертификационный и правовой функционал проекта.

В настоящее время американские и европейские санкционные претензии касаются примерно двух десятков юридических фирм и подконтрольных им судов, задействованных в строительстве. Для поддержки эксплуатации СП-2, по словам Гривача, скорее всего придется использовать новый флот, который можно было бы подрядить в европейских портах — если бы не опасность новых санкций США. Теперь же российской стороне придется изыскивать собственные суда, которые можно будет быстро зарегистрировать на не попадающую под санкции структуру, или искать корабли в Азиатском регионе, которых не пугают американские угрозы.

Компания Nord Stream 2, которая формально владеет газопроводом, пока не обладает сертификацией в качестве независимого оператора газопровода, обращает внимание эксперт Hamilton Антон Гринштейн. Вашингтон пока не вводил санкции против швейцарской фирмы, однако скорая смена политической власти в Берлине и усиление в Бундестаге позиции партии «зеленых», критически настроенной в отношении СП-2, рискует привести к тому, что каждые новые 10% мощностей газопроводу придется отвоевывать с большим трудом.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 23.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики