Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Газовые гарантии Украине нам невыгодны, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украина продолжает борьбу с «Северным потоком – 2»

Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что Украина будет настаивать на санкциях против «Северного потока – 2» в том случае, если Bundesnetzwerk (Федеральные сети ФРГ) сертифицирует Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора.

Украинский чиновник считает признание компании независимым оператором «Северного потока – 2» в юрисдикции ЕС невозможным и противоречащим договоренностям, закрепленным в совместном заявлении США и ФРГ по Украине и энергобезопасности Европы. Однако про это в заявлении Вашингтона и Берлина ничего не написано, да и в остальном Витренко игнорирует факты, существующие по проблеме «Северного потока – 2».

Дюссельдорфский суд отказал Nord Stream 2 AG в жалобе на решение Bundesnetzwerk о подотчетности «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета, но власти Германии могут закрыть вопрос, придав компании-оператору независимый статус. 

 

Вопрос будет решаться в Bundesnetzwerk. Если ведомство придаст Nord Stream 2 AG самостоятельный статус, то эта швейцарская структура не будет ассоциироваться с главным акционером – ПАО «Газпром», а «Северный поток – 2» начнет соответствовать Третьему энергопакету.

Основным требованием законодательства ЕС является разделение поставщиков и транзитеров газа. Если Nord Stream 2 AG сертифицируют как независимую компанию, то это условие будет выполнено. Данное решение соответствует реальности, но тема политизирована, из-за этого сложно рассчитывать на справедливый исход, поскольку немецкие ведомства опасаются давления ЕС и США.

Вопрос важный и интересный, но он не имеет отношения к интересам Киева. Украинский газотранспортный транзит гарантирован соглашением 2019 года, и до 2024 года Киев будет получать 1,2 млрд долларов транзитных платежей, а дальше все зависит от успеха переговоров.

РФ не против транзита через Украину, но готова осуществлять его только на выгодных коммерческих условиях, а для этого сторонам нужно найти компромисс. Санкционная риторика Витренко показывает, что Украина является главным препятствием. 

 

Россия не должна давать гарантии Украине

««Северный поток – 2» и другие газопроводы, построенные вокруг Украины, привели к тому, что Киев лишился значительной части транзита. Есть еще «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Северный поток – 1»», – констатирует Митрахович.

На пике РФ поставляла через Украину свыше 140 млрд кубов газа, в 2017 году показатель сократился до 94 млрд кубов газа, а в 2020-м – до 55,8 млрд кубов. Одновременно закупки сырья в ЕС серьезно выросли по сравнению с эпохой транзитного доминирования Украины.

Отказываться от украинского транзита Россия не будет, но даже гарантированные 40 млрд кубов прокачки – это уже много для «Газпрома».

«Украина действительно теряет деньги из-за того, что транзит газа идет в обход ее территории. Утратит ли она транзит полностью? Здесь много моментов. Например, если давление в украинской ГТС упадет ниже определенного уровня, то перестанет работать как эта инфраструктура, так и доставка сырья потребителям. В случае сокращения транзита придется вкладывать огромные деньги в снабжение или отключение потребителей. Это огромная проблема для Украины, и лучше бы в «Нафтогазе» поработали над ее решением», – заключает Митрахович.

Дальнейшее развитие событий зависит от обстоятельств: в РФ начались разговоры о возможности создания консорциума с Украиной.

«Предлагается в консорциум пригласить крупных представителей западного бизнеса, чтобы те им управляли. Упоминается кандидатура Райнера Зееле – бывшего главы Wintershall, современного руководителя OMV», – резюмирует Митрахович.

Здесь действует совокупность причин, играющая против выдачи газотранспортных гарантий украинской стороне.

«Если мы дадим Украине гарантии по продлению транзита газа через украинскую ГТС после 2024 года, то контрагенты сразу спросят, зачем РФ запуск «Северного потока – 2» на полную мощность и вывод его из-под Третьего энергопакета», – констатирует Митрахович.

Проблемы взаимосвязаны, и только их комплексное решение даст устраивающий стороны компромисс.

«Опасно давать Украине гарантии без учета ограничений в отношении газопроводов Opal и «Северный поток – 2». Есть и экономический вопрос: мы не знаем точно, какой спрос на газ будет на энергетическом рынке ЕС», – заключает Митрахович.

В ЕС существует тенденция по закрытию атомных и угольных станций, а также по выводу из эксплуатации собственных газовых месторождений типа Гронингена в Нидерландах, но высокие цены на сырье ограничивают реализацию «зеленой» энергостратегии.

«Если даже спрос в Европе на импортный газ будет расти, Россия может поставлять газ разными способами. «Газпром» не очень доволен проектами «Новатэка», которые отнимают часть рынка, но в перспективе это будет работать. Есть сырье с «Ямал-СПГ», будет с «Арктик СПГ-2» и с «Обского ГХК», а «Газпром» также строит большой газохимический проект в Усть-Луге», – констатирует Митрахович.

У РФ много вариантов, и на Украине свет клином точно не сошелся.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики