Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Транзит газа через Украину зависит от решений ЕС по Opal и «Северному потоку – 2»

Газовые гарантии Украине нам невыгодны, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Украина продолжает борьбу с «Северным потоком – 2»

Глава «Нафтогаза» Юрий Витренко заявил, что Украина будет настаивать на санкциях против «Северного потока – 2» в том случае, если Bundesnetzwerk (Федеральные сети ФРГ) сертифицирует Nord Stream 2 AG в качестве независимого оператора.

Украинский чиновник считает признание компании независимым оператором «Северного потока – 2» в юрисдикции ЕС невозможным и противоречащим договоренностям, закрепленным в совместном заявлении США и ФРГ по Украине и энергобезопасности Европы. Однако про это в заявлении Вашингтона и Берлина ничего не написано, да и в остальном Витренко игнорирует факты, существующие по проблеме «Северного потока – 2».

Дюссельдорфский суд отказал Nord Stream 2 AG в жалобе на решение Bundesnetzwerk о подотчетности «Северного потока – 2» нормам Третьего энергопакета, но власти Германии могут закрыть вопрос, придав компании-оператору независимый статус. 

 

Вопрос будет решаться в Bundesnetzwerk. Если ведомство придаст Nord Stream 2 AG самостоятельный статус, то эта швейцарская структура не будет ассоциироваться с главным акционером – ПАО «Газпром», а «Северный поток – 2» начнет соответствовать Третьему энергопакету.

Основным требованием законодательства ЕС является разделение поставщиков и транзитеров газа. Если Nord Stream 2 AG сертифицируют как независимую компанию, то это условие будет выполнено. Данное решение соответствует реальности, но тема политизирована, из-за этого сложно рассчитывать на справедливый исход, поскольку немецкие ведомства опасаются давления ЕС и США.

Вопрос важный и интересный, но он не имеет отношения к интересам Киева. Украинский газотранспортный транзит гарантирован соглашением 2019 года, и до 2024 года Киев будет получать 1,2 млрд долларов транзитных платежей, а дальше все зависит от успеха переговоров.

РФ не против транзита через Украину, но готова осуществлять его только на выгодных коммерческих условиях, а для этого сторонам нужно найти компромисс. Санкционная риторика Витренко показывает, что Украина является главным препятствием. 

 

Россия не должна давать гарантии Украине

««Северный поток – 2» и другие газопроводы, построенные вокруг Украины, привели к тому, что Киев лишился значительной части транзита. Есть еще «Голубой поток», «Турецкий поток» и «Северный поток – 1»», – констатирует Митрахович.

На пике РФ поставляла через Украину свыше 140 млрд кубов газа, в 2017 году показатель сократился до 94 млрд кубов газа, а в 2020-м – до 55,8 млрд кубов. Одновременно закупки сырья в ЕС серьезно выросли по сравнению с эпохой транзитного доминирования Украины.

Отказываться от украинского транзита Россия не будет, но даже гарантированные 40 млрд кубов прокачки – это уже много для «Газпрома».

«Украина действительно теряет деньги из-за того, что транзит газа идет в обход ее территории. Утратит ли она транзит полностью? Здесь много моментов. Например, если давление в украинской ГТС упадет ниже определенного уровня, то перестанет работать как эта инфраструктура, так и доставка сырья потребителям. В случае сокращения транзита придется вкладывать огромные деньги в снабжение или отключение потребителей. Это огромная проблема для Украины, и лучше бы в «Нафтогазе» поработали над ее решением», – заключает Митрахович.

Дальнейшее развитие событий зависит от обстоятельств: в РФ начались разговоры о возможности создания консорциума с Украиной.

«Предлагается в консорциум пригласить крупных представителей западного бизнеса, чтобы те им управляли. Упоминается кандидатура Райнера Зееле – бывшего главы Wintershall, современного руководителя OMV», – резюмирует Митрахович.

Здесь действует совокупность причин, играющая против выдачи газотранспортных гарантий украинской стороне.

«Если мы дадим Украине гарантии по продлению транзита газа через украинскую ГТС после 2024 года, то контрагенты сразу спросят, зачем РФ запуск «Северного потока – 2» на полную мощность и вывод его из-под Третьего энергопакета», – констатирует Митрахович.

Проблемы взаимосвязаны, и только их комплексное решение даст устраивающий стороны компромисс.

«Опасно давать Украине гарантии без учета ограничений в отношении газопроводов Opal и «Северный поток – 2». Есть и экономический вопрос: мы не знаем точно, какой спрос на газ будет на энергетическом рынке ЕС», – заключает Митрахович.

В ЕС существует тенденция по закрытию атомных и угольных станций, а также по выводу из эксплуатации собственных газовых месторождений типа Гронингена в Нидерландах, но высокие цены на сырье ограничивают реализацию «зеленой» энергостратегии.

«Если даже спрос в Европе на импортный газ будет расти, Россия может поставлять газ разными способами. «Газпром» не очень доволен проектами «Новатэка», которые отнимают часть рынка, но в перспективе это будет работать. Есть сырье с «Ямал-СПГ», будет с «Арктик СПГ-2» и с «Обского ГХК», а «Газпром» также строит большой газохимический проект в Усть-Луге», – констатирует Митрахович.

У РФ много вариантов, и на Украине свет клином точно не сошелся.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики