Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северному потоку - 2" предрекли "нескорую" загрузку на полную мощность

"Северному потоку - 2" предрекли "нескорую" загрузку на полную мощность

Выход для «Газпрома» - договориться с европейскими потребителями газа

У компании-оператора «Северного потока – 2» (СП-2) Nord Stream 2 AG есть право обратиться в Федеральный суд Германии и обжаловать вердикт Высшего земельного суда Дюссельдорфа. Последний отказался выводить СП-2 из-под действия обновленной Газовой директивы Евросоюза. Она, в частности, предусматривает запрет на владение добывающей компанией газопроводом, который проходит по территории страны-члена ЕС. В случае «Северного потока-2» это означает, что «Газпрому» придется заполнять не более половины объема трубы.

О возможности обжалования судебного решения сообщается на сайте Высшего земельного суда Дюссельдорфа. Как указал суд, исключение СП-2 из-под действия директивы было бы возможно, если бы подключение газа было завершено до 23 мая 2019 года. Однако тогда строительство газопровода еще только велось, а значит, говорить не о чем. Нормы ЕС, распространяющиеся на проект, предполагают разделение деятельности по добыче и транспортировке газа. Половина мощности должна быть зарезервирована под независимого поставщика. Проанализировать эту ситуацию мы попросили эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.

-Есть ли у Nord Stream 2 AG хоть какие-то шансы решить вопрос в свою пользу?

-Шансов крайне мало, хотя чисто из принципа «Газпром» будет продолжать борьбу и почти наверняка обратится в Федеральный суд Германии. С самого начала немцы четко и категорично раcставили точки над «i», заявив, что директива не касается проектов, завершенных к маю 2019-го. «Газпром» же пытался доказать, что уже тогда «Северный поток-2» был завершен как полностью профинансированный проект. В Берлине же имели ввиду совсем другое – физический достроенный и введенный в эксплуатацию газопровод.

Более того, в совместном германо-американском заявлении, сделанном по итогам недавней встречи Меркель и Байдена, ясно сказано: Германия будет следить за тем, чтобы СП-2 не был выведен из-под действия Третьего энергопакета. По сути, стороны договорились о неком размене: американцы не препятствуют достройке и введению в эксплуатацию СП-2, а немцы не делают для российской трубы никаких исключений из европейских газовых норм.

- «Газпром» инвестировал в проект около $10 млрд. Получается, что эти деньги окупятся очень нескоро. Существует ли какой-то вариант, который позволит российской компании заполнить СП-2 своим газом на полную мощность?

-Наиболее логичный и реальный вариант для «Газпрома» - попытаться договориться с европейскими компаниями-потребителями, которые будут получать газ по трубе, о том, чтобы перенести точку сдачи-приема газа. В настоящее время в контрактах «Газпрома» с европейцами такой точкой прописан австрийский Баумгартен в глубине континента. А нужно, чтобы она находилась в Балтийском море в 12 милях от германского берега, где формально начинается действие законодательства ЕС. Здесь уже вопрос торга с компаниями в ЕС - что именно они потребуют за это. Нельзя забывать и о факторе Украины, которая настаивает на переносе точки сдачи-приема на российско-украинскую границу. Но в Евросоюзе на это никогда не согласятся. Зачем ему риски, связанные с мало предсказуемой страной? Проблема еще и в том, что до конца 2024 года «Газпром» должен качать через Украину в Европу до 40 млрд кубометров газа в год. Поэтому мы не скоро увидим загруженный на полную мощность «Северный поток-2».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики