Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северному потоку - 2" предрекли "нескорую" загрузку на полную мощность

"Северному потоку - 2" предрекли "нескорую" загрузку на полную мощность

Выход для «Газпрома» - договориться с европейскими потребителями газа

У компании-оператора «Северного потока – 2» (СП-2) Nord Stream 2 AG есть право обратиться в Федеральный суд Германии и обжаловать вердикт Высшего земельного суда Дюссельдорфа. Последний отказался выводить СП-2 из-под действия обновленной Газовой директивы Евросоюза. Она, в частности, предусматривает запрет на владение добывающей компанией газопроводом, который проходит по территории страны-члена ЕС. В случае «Северного потока-2» это означает, что «Газпрому» придется заполнять не более половины объема трубы.

О возможности обжалования судебного решения сообщается на сайте Высшего земельного суда Дюссельдорфа. Как указал суд, исключение СП-2 из-под действия директивы было бы возможно, если бы подключение газа было завершено до 23 мая 2019 года. Однако тогда строительство газопровода еще только велось, а значит, говорить не о чем. Нормы ЕС, распространяющиеся на проект, предполагают разделение деятельности по добыче и транспортировке газа. Половина мощности должна быть зарезервирована под независимого поставщика. Проанализировать эту ситуацию мы попросили эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова.

-Есть ли у Nord Stream 2 AG хоть какие-то шансы решить вопрос в свою пользу?

-Шансов крайне мало, хотя чисто из принципа «Газпром» будет продолжать борьбу и почти наверняка обратится в Федеральный суд Германии. С самого начала немцы четко и категорично раcставили точки над «i», заявив, что директива не касается проектов, завершенных к маю 2019-го. «Газпром» же пытался доказать, что уже тогда «Северный поток-2» был завершен как полностью профинансированный проект. В Берлине же имели ввиду совсем другое – физический достроенный и введенный в эксплуатацию газопровод.

Более того, в совместном германо-американском заявлении, сделанном по итогам недавней встречи Меркель и Байдена, ясно сказано: Германия будет следить за тем, чтобы СП-2 не был выведен из-под действия Третьего энергопакета. По сути, стороны договорились о неком размене: американцы не препятствуют достройке и введению в эксплуатацию СП-2, а немцы не делают для российской трубы никаких исключений из европейских газовых норм.

- «Газпром» инвестировал в проект около $10 млрд. Получается, что эти деньги окупятся очень нескоро. Существует ли какой-то вариант, который позволит российской компании заполнить СП-2 своим газом на полную мощность?

-Наиболее логичный и реальный вариант для «Газпрома» - попытаться договориться с европейскими компаниями-потребителями, которые будут получать газ по трубе, о том, чтобы перенести точку сдачи-приема газа. В настоящее время в контрактах «Газпрома» с европейцами такой точкой прописан австрийский Баумгартен в глубине континента. А нужно, чтобы она находилась в Балтийском море в 12 милях от германского берега, где формально начинается действие законодательства ЕС. Здесь уже вопрос торга с компаниями в ЕС - что именно они потребуют за это. Нельзя забывать и о факторе Украины, которая настаивает на переносе точки сдачи-приема на российско-украинскую границу. Но в Евросоюзе на это никогда не согласятся. Зачем ему риски, связанные с мало предсказуемой страной? Проблема еще и в том, что до конца 2024 года «Газпром» должен качать через Украину в Европу до 40 млрд кубометров газа в год. Поэтому мы не скоро увидим загруженный на полную мощность «Северный поток-2».

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 26.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики