Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Проблемы «Северного потока – 2» не приведут к отмене монополии «Газпрома»

Проблемы «Северного потока – 2» не приведут к отмене монополии «Газпрома»

РФ не пойдет на отмену монополии «Газпрома», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня», ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

«Роснефть» претендует на монополию «Газпрома»

Глава «Роснефти» Игорь Сечин сделал запрос на имя президента РФ Владимира Путина разрешить его структуре экспортировать 10 млрд кубов газа в год через трубопроводные сети «Газпрома» на основе агентского соглашения.

«Газпром» обладает монополией на трубопроводный экспорт российского газа, а «Роснефть» давно пытается выйти на рынок, но ни одно из предложений компании, возглавляемой Сечиным, не приняли, а их было много, вплоть до разделения газового гиганта.

«Газпром» образован на базе Министерства газовой промышленности СССР, а его первым руководителем был Виктор Черномырдин, который с 1993 по 1998 год возглавлял Правительство РФ и помог усилению газового концерна. Компания сохранила не только первенство по добыче газа в России, но и газораспределительные мощности. Другие добывающие газ компании должны для экспорта продать сырье «Газпрому», исключением является СПГ-направление, где главная роль у «Новатэка».

Данный расклад сил многим в РФ не нравится: в «Роснефти» предлагали выделить из «Газпрома» газотранспортную компанию.

В письме Сечина, о котором сообщает «Коммерсантъ», предложена хитрая схема. Во-первых, «Роснефть» не ставит под вопрос монополию «Газпрома» и предлагает заключить с ним агентское соглашение, во-вторых, компания готова платить повышенный налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Заявленная цель – увеличение доходов федерального бюджета, но это риторический прием.

В 2017 году компания заключала соглашение на поставку 10 млрд газа через сети «Газпрома» с BP, но контракт не состоялся из-за несогласия Правительства РФ, а в 2021 году предложение повторено на фоне проблем «Северного потока – 2» с Третьим энергопакетом.

Если Федеральный суд ФРГ откажет Nord Stream 2 AG в просьбе считать «Северный поток – 2» законченным в момент совершения инвестиций, а Bundesnetzwerk (Федеральные сети ФРГ) не признает компанию-оператора независимой структурой, то этот маршрут ограничат в транзите на 50% нормами Третьего энергопакета, которые требуют разделения (анбандлинга) поставщика и транзитера газа.

Если разделение будет отсутствовать, то 50% мощностей должно остаться на долю сторонних поставщиков, которых в «Северном потоке – 2» нет.

Один из возможных выходов из ситуации – допуск к трубе третьих поставщиков в лице «Роснефти» и «Новатэка». Об этом варианте в РФ говорят давно, но Правительство РФ на него не идет. Письмо Сечина находится в русле данной концепции. 

Россия сохранит ставку на «Газпром»

«Компания «Роснефть» пытается воспользоваться ситуацией и делает это не в первый раз. Во время сделки с BP звучали такие же объемы – 10 млрд кубов газа. Компании Сечина тогда не удалось доказать президенту РФ, что это нужно делать: «Газпром» подтвердил, что клиенты, которым «Роснефть» собирается продавать газ, уже покупают сырье у России», – резюмирует Юшков.

Причина решения президента РФ и Правительства РФ лежит на поверхности: если разрешить российским компаниям свободно экспортировать газ, то они начнут конкурировать на европейском газовом рынке, а это приведет к снижению цен на сырье.

Не надо забывать про то, что европейцы нещепетильны в политике по РФ. Даже если Москва выполнит правила ЕС и пустит другие компании в «Северный поток – 2», то наши партнеры оперативно создадут новые препятствия для российского экспорта. Европейцы действительно хотели бы иметь дело не только с «Газпромом», но также основой их действий является антироссийская внешняя политика.

«Снижение цены на газ ударит по бюджету, поскольку от стоимости газа у нас высчитываются НДПИ и экспортная пошлина. Для РФ это не выгодно, поэтому «Газпром» продолжает сохранять газотранспортную монополию», – констатирует Юшков.

РФ либерализовала экспорт СПГ, и поставки «Новатэка» теперь конкурируют с российским трубопроводным газом в Европе. В 2020 году мы поставили на рынок ЕС 22 млн тонн, и, несмотря на заявления «Новатэка», существует конфликт интересов.

«Второй момент – загрузка «Северного потока – 2» на 80% или на 100% не приведет к увеличению экспорта российского газа в Европу. Сколько его продается, столько и будет продаваться, разница только в стоимости транзита. Если «Северный поток – 2» не будет загружен полностью, то объемы пойдут через украинскую ГТС или через газопровод «Ямал – Европа», – заключает Юшков.

Процент загрузки «Северного потока – 2» не будет влиять на сумму экспорта российского газа. Любая уступка «Роснефти» или другой компании пробьет брешь в экспортной монополии «Газпрома», а это обернется переформатированием российского газового рынка.

«История с предложением Сечина является примером внутрикорпоративной борьбы с РФ. Независимые производители газа хотят получить доступ к экспортной трубе из-за того, что сырье в Европе стоит дороже», – резюмирует Юшков.

«Газпром» построен на экспортной монополии, если компанию ее лишить, то сразу будет поставлен вопрос: а зачем она вообще нужна? Давно предлагается сделать в газовой отрасли то, что существует в нефтяной.

«Есть «Транснефть», осуществляющая транзит сырья, которое экспортируют через нее многие компании», – констатирует Юшков.

Только государство на это не пойдет, потому что существующая модель в современных условиях является оптимальной.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики