Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Европа зимой может замерзнуть

Почему Европа зимой может замерзнуть

Вопрос использования российского газопровода перемещается в ведение европейских бюрократов и немецких судов

Не секрет, что «Северный поток – 2», достроить который остались считаные километры, еще до конца года может быть запущен в строй. Газ, который пойдет по нему, крайне необходим и немецкой, и европейской экономике, поскольку Германия может стать распределительным «хабом» для всей Центральной Европы. Газ потребуется Европе еще не одно десятилетие.

Об этом канцлер Германии Ангела Меркель заявила на днях на пресс-конференции с украинским президентом Владимиром Зеленским. По ее словам, к 2045 году Европа рассчитывает достичь климатического нейтралитета и к этому времени потребность в российском газе существенно снизится, если не исчезнет совсем. Но до этого времени Европе, и в первую очередь Германии, которая отказывается от использования угля и закрывает в 2022 году последние АЭС, без газа не обойтись.

Это понимают политики всех немецких партий, за исключением «Зеленых». Да и те озабочены в этом плане больше необходимостью загрузки украинской ГТС, чем полным отказом от природного газа. Как кандидат в канцлеры Германии от ХДС/ХСС Армин Лашет, так и выбившийся в лидеры предвыборной гонки кандидат социал-демократов Олаф Шольц поддерживают строительство и запуск «Северного потока – 2». Они считают его чисто экономическим проектом и отвергают все домыслы, в том числе распространяемые противниками газопровода в США, что он может стать средством политического давления на ФРГ и Европу.

Однако использование «Северного потока – 2» на полную мощность наталкивается на сложные бюрократические проблемы. Они связаны с Третьим энергетическим пакетом ЕС (Third Energy Package). Он представляет собой законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков, принятое Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 года и вступившее в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.). Формально Третий энергопакет согласуется с инициативой развития либеральных европейских ценностей, таких как «Европа 2020». Но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета – не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения. Если монополист владеет такими сетями, он должен предоставить 50% их емкости конкурентам, не пользоваться ею или продать данные сети независимым операторам.

Правда, имеются исключения. В случае, если конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Именно правило разделения поставщика и владельца трубопровода и применено в отношении «Северного потока – 2». В 2019 году ЕС распространил антимонопольное законодательство на морскую часть газопровода, которое ограничивает его использование на полную мощность. Но в тот период газопровод еще мог получить исключение, если бы он был достроен к 23 мая 2019 года, то есть до вступления в силу нового ограничения. И об этом исключении ходатайствовала бы Германия как первая европейская страна, на территорию которой входит газопровод.

Нельзя сказать, что это было неожиданностью для «Газпрома». Дело в том, что еще несколько месяцев назад Федеральное сетевое агентство Германии получило заявку от оператора газопровода «Северный поток – 2», компании Nord Stream 2, которая зарегистрирована в швейцарском городе Цуг, на сертификацию в качестве независимого оператора газотранспортной системы. Но это решение со стороны ЕС интерпретируется так, что Nord Stream 2 может быть оператором всего газопровода до 12-мильной немецкой зоны. А последний участок до выхода на сушу должен быть передан независимому оператору.

Федеральное сетевое агентство со ссылкой на названную выше директиву ответило отказом, и компания Nord Stream 2 неудачно попыталась оспорить это решение в земельном суде Дюссельдорфа. Формальным поводом для отказа было то, что газопровод не был достроен к 23 мая 2019 года. Возможно, подобные негативные решения связаны, в частности, с тем, что в этой швейцарской компании доли капитала принадлежат фирме Gazprom international project LLC, которая является «дочкой» «Газпрома». Но скорее всего дело в германо-американских договоренностях, связанных с тем, что США согласились не препятствовать вводу в эксплуатацию «Северного потока – 2» при условии соблюдения правил Третьего энергетического пакета.

В сложившихся условиях в немецкой прессе появились сообщения о возможной продаже «Северного потока – 2».

Что стоит за отказом Федерального сетевого агентства ФРГ и земельного суда в Дюссельдорфе? Прежде всего даже положительное для «Газпрома» решение не было бы окончательным, поскольку его все равно должны были бы одобрить в Брюсселе. С другой стороны, «Газпром» явно подталкивают к принятию решения о поставках заблокированных Третьим пакетом объемов газа через украинскую ГТС. В этих условиях для «Гапрома» возможны следующие варианты, кроме оспаривания решения земельного суда в высших судебных инстанциях. К ним относится допуск к трубе других поставщиков. В российской прессе уже появились в этой связи сообщения о готовности «Роснефти» продавать «Газпрому» до 10 млрд куб. м газа в год и поставлять их через «Северный поток – 2». В данном случае придется доказывать, что новый поставщик является независимым и поставляемый по трубе газ формально не принадлежит «Газпрому».

С точки зрения Игоря Юшкова, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, «Газпром» мог бы перенести точки сдачи-приема газа в контрактах с европейскими покупателями в Балтийское море в 12 милях от немецкого берега, где начинается действие европейского законодательства. Конечно, эти точки будут виртуальными, но формально правило ЕС будет соблюдено.

Пока же «Газпром экспорт» перестал продавать газ через свою электронную площадку на 2022 год, сообщает Bloomberg. В результате европейские трейдеры могут не успеть заполнить свои хранилища до наступления зимы. Цены на газ резко вырастут , а у европейцев есть шанс замерзнуть этой зимой.

Автор: Олег Никифоров

Источник: НГ, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики