Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Почему Европа зимой может замерзнуть

Почему Европа зимой может замерзнуть

Вопрос использования российского газопровода перемещается в ведение европейских бюрократов и немецких судов

Не секрет, что «Северный поток – 2», достроить который остались считаные километры, еще до конца года может быть запущен в строй. Газ, который пойдет по нему, крайне необходим и немецкой, и европейской экономике, поскольку Германия может стать распределительным «хабом» для всей Центральной Европы. Газ потребуется Европе еще не одно десятилетие.

Об этом канцлер Германии Ангела Меркель заявила на днях на пресс-конференции с украинским президентом Владимиром Зеленским. По ее словам, к 2045 году Европа рассчитывает достичь климатического нейтралитета и к этому времени потребность в российском газе существенно снизится, если не исчезнет совсем. Но до этого времени Европе, и в первую очередь Германии, которая отказывается от использования угля и закрывает в 2022 году последние АЭС, без газа не обойтись.

Это понимают политики всех немецких партий, за исключением «Зеленых». Да и те озабочены в этом плане больше необходимостью загрузки украинской ГТС, чем полным отказом от природного газа. Как кандидат в канцлеры Германии от ХДС/ХСС Армин Лашет, так и выбившийся в лидеры предвыборной гонки кандидат социал-демократов Олаф Шольц поддерживают строительство и запуск «Северного потока – 2». Они считают его чисто экономическим проектом и отвергают все домыслы, в том числе распространяемые противниками газопровода в США, что он может стать средством политического давления на ФРГ и Европу.

Однако использование «Северного потока – 2» на полную мощность наталкивается на сложные бюрократические проблемы. Они связаны с Третьим энергетическим пакетом ЕС (Third Energy Package). Он представляет собой законодательство Евросоюза по либерализации газового и электрического рынков, принятое Советом ЕС и Европарламентом в июле 2009 года и вступившее в силу 3 сентября того же года. Ключевым аспектом данного пакета директив и регламентов ЕС является ограничение монополии поставщиков газа и электричества, которые блокируют поставку конкурирующих энергетических компаний за счет владения сетями доставки к потребителям (газопроводами, ЛЭП и т.п.). Формально Третий энергопакет согласуется с инициативой развития либеральных европейских ценностей, таких как «Европа 2020». Но на практике является жестким антимонопольным законодательством, которое может применяться как разновидность санкций.

Основная юридическая цель Третьего энергопакета – не допускать ситуаций, когда монополисты, поставляющие энергоносители, блокируют доступ конкурентов к потребителям за счет владения сетями распределения. Если монополист владеет такими сетями, он должен предоставить 50% их емкости конкурентам, не пользоваться ею или продать данные сети независимым операторам.

Правда, имеются исключения. В случае, если конкуренты, желающие заполнить энергосети монополиста, отсутствуют или не проявляют к ним интереса, Еврокомиссия в порядке исключения может предоставить монополисту право единоличного пользования.

Именно правило разделения поставщика и владельца трубопровода и применено в отношении «Северного потока – 2». В 2019 году ЕС распространил антимонопольное законодательство на морскую часть газопровода, которое ограничивает его использование на полную мощность. Но в тот период газопровод еще мог получить исключение, если бы он был достроен к 23 мая 2019 года, то есть до вступления в силу нового ограничения. И об этом исключении ходатайствовала бы Германия как первая европейская страна, на территорию которой входит газопровод.

Нельзя сказать, что это было неожиданностью для «Газпрома». Дело в том, что еще несколько месяцев назад Федеральное сетевое агентство Германии получило заявку от оператора газопровода «Северный поток – 2», компании Nord Stream 2, которая зарегистрирована в швейцарском городе Цуг, на сертификацию в качестве независимого оператора газотранспортной системы. Но это решение со стороны ЕС интерпретируется так, что Nord Stream 2 может быть оператором всего газопровода до 12-мильной немецкой зоны. А последний участок до выхода на сушу должен быть передан независимому оператору.

Федеральное сетевое агентство со ссылкой на названную выше директиву ответило отказом, и компания Nord Stream 2 неудачно попыталась оспорить это решение в земельном суде Дюссельдорфа. Формальным поводом для отказа было то, что газопровод не был достроен к 23 мая 2019 года. Возможно, подобные негативные решения связаны, в частности, с тем, что в этой швейцарской компании доли капитала принадлежат фирме Gazprom international project LLC, которая является «дочкой» «Газпрома». Но скорее всего дело в германо-американских договоренностях, связанных с тем, что США согласились не препятствовать вводу в эксплуатацию «Северного потока – 2» при условии соблюдения правил Третьего энергетического пакета.

В сложившихся условиях в немецкой прессе появились сообщения о возможной продаже «Северного потока – 2».

Что стоит за отказом Федерального сетевого агентства ФРГ и земельного суда в Дюссельдорфе? Прежде всего даже положительное для «Газпрома» решение не было бы окончательным, поскольку его все равно должны были бы одобрить в Брюсселе. С другой стороны, «Газпром» явно подталкивают к принятию решения о поставках заблокированных Третьим пакетом объемов газа через украинскую ГТС. В этих условиях для «Гапрома» возможны следующие варианты, кроме оспаривания решения земельного суда в высших судебных инстанциях. К ним относится допуск к трубе других поставщиков. В российской прессе уже появились в этой связи сообщения о готовности «Роснефти» продавать «Газпрому» до 10 млрд куб. м газа в год и поставлять их через «Северный поток – 2». В данном случае придется доказывать, что новый поставщик является независимым и поставляемый по трубе газ формально не принадлежит «Газпрому».

С точки зрения Игоря Юшкова, ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности, «Газпром» мог бы перенести точки сдачи-приема газа в контрактах с европейскими покупателями в Балтийское море в 12 милях от немецкого берега, где начинается действие европейского законодательства. Конечно, эти точки будут виртуальными, но формально правило ЕС будет соблюдено.

Пока же «Газпром экспорт» перестал продавать газ через свою электронную площадку на 2022 год, сообщает Bloomberg. В результате европейские трейдеры могут не успеть заполнить свои хранилища до наступления зимы. Цены на газ резко вырастут , а у европейцев есть шанс замерзнуть этой зимой.

Автор: Олег Никифоров

Источник: НГ, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики