По сведениям FAZ, в июне компания Nord Stream 2AG (оператор «Северного потока-2») подала в Федеральное сетевое агентство в Бонне запрос на сертификацию в качестве независимого транспортного оператора, отдельного от материнского концерна — «Газпрома». Как уверяет газета со ссылкой на мнение членов Еврокомиссии, этот маневр может оказаться напрасным: даже в случае положительного ответа из Бонна предписания ЕС не будут выполнены «Газпромом», и тому в конечном итоге придется продать СП-2 под нажимом еврочиновников.
Все эти сложности связаны с принятыми в апреле 2019 года Евросоюзом поправками к собственной антимонопольной Газовой директиве (так называемый Третий европейский энергопакет). По новым правилам поставщик и транспортер газа не могут принадлежать одной и той же компании. Кроме того, 50% пропускной мощности газопровода должно быть зарезервировано для сторонних поставщиков.
«Чтобы выполнить требования европейского антимонопольного законодательства, совершенно не обязательно продавать трубу, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Да, необходимо, чтобы на территории ЕС газопроводом управляла не та компания, что занимается поставками газа. Эти два вида бизнеса должны быть разделены. Но зачем отдавать в чужие руки свою собственность, в которую вложены миллиарды долларов и колоссальные усилия, если можно просто нанять стороннего оператора — чтобы тот взял на себя функцию управления проектом за сравнительно небольшую плату?»
Куда более серьезная и актуальная проблема для «Газпрома» — тот пункт Газовой директивы, что ограничивает одного поставщика загрузкой в 50% мощности трубы. Как отмечает Юшков, эта норма относится лишь к небольшой акватории в 12 милях от берега Германии, где, согласно международной Конвенции по морскому праву, начинается государство (территориальные воды). Остальная часть «Северного потока-2» протяженностью 2468 километров (по двум ниткам) вообще не попадает под европейское регулирование.
Получается какая-то абсурдная история: «Газпром» должен нанять оператора именно для этого крошечного участка, после чего здесь, в открытом море, материализуются другие независимые поставщики. В основе Газовой директивы лежит идея свободной конкуренции, но в таких условиях она абсолютно не работает. По факту, резюмирует Юшков, новое регулирование ЕС коснулось только одного газопровода на европейской территории — «Северного потока-2». И это больше напоминает санкции в отношении конкретного проекта.
«Вряд ли компания, которая строила газопровод несколько лет, борясь с самыми разными санкциями, пойдет на его продажу, — рассуждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — Это будет означать, что «Газпром» теряет контроль над проектом, который имеет стратегическое значение как для него самого, так и для России. Не говоря уже об огромных репутационных потерях».