Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Взвешена возможность продажи «Газпромом» «Северного потока-2»

Взвешена возможность продажи «Газпромом» «Северного потока-2»

В Германии российскому газопроводу предрекли странную участь

Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung выдвинула версию о неизбежной продаже «Северного потока-2» стороннему оператору. Как утверждает издание, только такой радикальный шаг позволит привести проект в соответствие с нормами Газовой директивы ЕС. По словам опрошенных нами экспертов, немецкие журналисты перегнули палку, озвучив откровенно неправдоподобный сценарий: есть значительно более разумные способы не нарушить европейское законодательство.

По сведениям FAZ, в июне компания Nord Stream 2AG (оператор «Северного потока-2») подала в Федеральное сетевое агентство в Бонне запрос на сертификацию в качестве независимого транспортного оператора, отдельного от материнского концерна — «Газпрома». Как уверяет газета со ссылкой на мнение членов Еврокомиссии, этот маневр может оказаться напрасным: даже в случае положительного ответа из Бонна предписания ЕС не будут выполнены «Газпромом», и тому в конечном итоге придется продать СП-2 под нажимом еврочиновников.

Все эти сложности связаны с принятыми в апреле 2019 года Евросоюзом поправками к собственной антимонопольной Газовой директиве (так называемый Третий европейский энергопакет). По новым правилам поставщик и транспортер газа не могут принадлежать одной и той же компании. Кроме того, 50% пропускной мощности газопровода должно быть зарезервировано для сторонних поставщиков.

«Чтобы выполнить требования европейского антимонопольного законодательства, совершенно не обязательно продавать трубу, — говорит эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. — Да, необходимо, чтобы на территории ЕС газопроводом управляла не та компания, что занимается поставками газа. Эти два вида бизнеса должны быть разделены. Но зачем отдавать в чужие руки свою собственность, в которую вложены миллиарды долларов и колоссальные усилия, если можно просто нанять стороннего оператора — чтобы тот взял на себя функцию управления проектом за сравнительно небольшую плату?»

Куда более серьезная и актуальная проблема для «Газпрома» — тот пункт Газовой директивы, что ограничивает одного поставщика загрузкой в 50% мощности трубы. Как отмечает Юшков, эта норма относится лишь к небольшой акватории в 12 милях от берега Германии, где, согласно международной Конвенции по морскому праву, начинается государство (территориальные воды). Остальная часть «Северного потока-2» протяженностью 2468 километров (по двум ниткам) вообще не попадает под европейское регулирование.

Получается какая-то абсурдная история: «Газпром» должен нанять оператора именно для этого крошечного участка, после чего здесь, в открытом море, материализуются другие независимые поставщики. В основе Газовой директивы лежит идея свободной конкуренции, но в таких условиях она абсолютно не работает. По факту, резюмирует Юшков, новое регулирование ЕС коснулось только одного газопровода на европейской территории — «Северного потока-2». И это больше напоминает санкции в отношении конкретного проекта.

«Вряд ли компания, которая строила газопровод несколько лет, борясь с самыми разными санкциями, пойдет на его продажу, — рассуждает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — Это будет означать, что «Газпром» теряет контроль над проектом, который имеет стратегическое значение как для него самого, так и для России. Не говоря уже об огромных репутационных потерях».

По мнению экспертов, есть другие способы обойти Третий энергопакет. Еще два года назад, когда стало понятно, что директивы Евросоюза грозят нарушить экономику «Северного потока-2», «Газпром» прорабатывал запасной вариант действий. В частности, компания может создать отдельное предприятие, которому передаст последний участок газопровода. Это позволит обойти директиву и не потерять контроль над СП-2. А полную его загрузку можно будет осуществлять таким образом: 50% пускать по трубе (в соответствии с нормами ЕС), а остальные 50% — продавать на своей электронной платформе с точкой сдачи-приема газа в 12-мильной зоне — там, где СП-2 входит в территориальные воды Германии. Что именно предпримет российский поставщик, покажет время. А версия о продаже трубы – это скорее фантазии СМИ и не более, говорит Деев.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики