Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Доведены до абсурда. Прибалтика думает, как быть с "обрубкой" властями энергетики

Доведены до абсурда. Прибалтика думает, как быть с "обрубкой" властями энергетики

Из-за нежелания правительства Литвы покупать электроэнергию с БелАЭС регуляторы стран Балтии обсудили торговлю электроэнергией с третьими странами.

В связи с тем, что правительство Литвы считает Белорусскую АЭС небезопасной и стремится к полному отказу от энергетического сотрудничества с Минском, регулирующие органы стран Балтии обсудили закупку электроэнергии из третьих стран, а также создание общего рынка природного газа, пишет The Baltic Times.

"[Подчеркиваем] важность общей цели – прекратить торговлю электроэнергией с Беларусью, где продолжает работать небезопасная Островецкая АЭС, отдавая приоритет торговле электроэнергией и выработке электроэнергии на внутреннем рынке ЕС и максимальному использованию межсетевых соединений со странами-членами", – говорится в пресс-релизе по итогам встречи.

На встрече представителей регулирующих органов Латвии, Эстонии и Литвы 25 августа в Риге обсуждались такие аспекты, как создание Балтийского регионального координационного центра и создание общего рынка природного газа.

Отметим, что решению правительства Литвы по бойкотированию БелАЭС критикуется в экспертном сообществе как нелогичное и ведущее к росту цен на электроэнергию для конечного потребителя.

"Политика, проводимая властями Литвы, доведена до полного абсурда – эта страна на 70–75% зависит от внешних поставок электроэнергии, однако отказалась от ее импорта из Белоруссии", – пишет для Baltnews главный редактор "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич.

В качестве примера роста цен можно вспомнить июль 2021 года, когда стоимость на электроэнергию в Литве выросла сразу на 6% и составила 90,56 евро/МВтч. Тогда средняя оптовая цена на электроэнергию увеличилась и в других странах Балтии: в Латвии – на 6% до 90,56 евро/МВтч, в Эстонии – на 16% до 88,03 евро/МВтч. Это связано с тем, что страны Балтии зависимы от электроэнергии из третьих стран, так как сами они не могут покрыть свои нужды.

При этом страны Балтии по-прежнему намерены к 2025 году выйти из энергокольца БРЭЛЛ (Белоруссия, Россия, Эстония, Латвия и Литва) и присоединиться к сетям Евросоюза. Энергосистемы балтийских республик будут синхронизированы с европейскими системами через Польшу. Эксперты отмечают, что это неизбежно приведет Прибалтику к росту цен на электроэнергию.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, Литва технически могла бы выйти со временем из БРЭЛЛ и полностью отказаться от электроэнергии с БелАЭС, однако все эти мероприятия станут бременем для ее экономики и, как следствие, для литовских граждан.

"Здесь сложно сказать, что в итоге Литва сделает: можно отказаться и от БРЭЛЛ, и отдельно от белорусской электроэнергии, но это будет очень дорого стоить. Вопрос скорее не в том, можно ли это технически сделать, а в том, готова ли литовская экономика к такому удару и такому мазохизму", – заявил Юшков порталу Baltnews.

Более того, сейчас литовская промышленность и так себя "чувствует" не очень хорошо, да и тарифы для потребителей довольно высокие, подчеркнул эксперт. "А тут получается, что вы убираете вообще любую возможность купить дешевую и надежную электроэнергию. Поэтому это путь к авариям и к очень дорогой энергии, что последняя зима и показала", – отметил Юшков.

"В этом году оказалось, что в Швеции различные ВИЭ (возобновляемые источники энергии – прим. Baltnews) замерзли, и сектор ВИЭ сильно просел. Гидроэлектростанции вырабатывали не так много электроэнергии. В итоге Швеция из экспортера электроэнергии стала импортером и по тому самому мосту она закупала у Литвы электроэнергию, а не поставляла ее в Литву. Литва, в свою очередь, брала ее просто из БРЭЛЛ и перепродавала. А что, если такого источника не будет?" – отметил аналитик.

"Получается, что Литва у Швеции электроэнергию не закупает, так еще для себя не хватает и неоткуда брать. Кроме того, будут веерные отключения (временное отключение – прим. Baltnews) и, соответственно, промышленность будет останавливаться на какое-то время, потому что будут обеспечивать электроэнергией только население, чтобы хоть как-то хватило перекантоваться зимой", – продолжил эксперт.

Напомним, что решение Литвы бойкотировать БелАЭС носит политический характер. "Обвинения" в небезопасности данной АЭС выглядят необоснованными, так как данную АЭС проверяли специалисты МАГАТЭ (международное агентство по атомной энергетике). После проверки, завершенной 4 марта 2020 года, группа экспертов МАГАТЭ поставила хорошую оценку Бел АЭС, а некоторые практики назвала передовыми.

Источник: Baltnews.lt, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики