Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > КНДР могла возобновить работу ядерного комплекса на фоне последних неудач США

КНДР могла возобновить работу ядерного комплекса на фоне последних неудач США

Деятельность по получению оружейного плутония в Северной Корее может быть замаскирована под работы в сфере атомной энергетики, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

МАГАТЭ бьет тревогу

Северная Корея могла вновь возобновить работу реактора по производству плутония в Йонбене. Одним из признаков деятельности объекта стали сбросы охлаждающей воды с июля 2021 года, а также функционирование лаборатории по выделению плутония, расположенной рядом. Об этом со ссылкой на ежегодный доклад Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) по деятельности КНДР в ядерной сфере 29 августа сообщила газета The Wall Street Journal.

«Эти признаки вызывают глубокую тревогу», – подчеркнули специалисты МАГАТЭ в докладе, а также назвали их явными нарушениями резолюций Совета Безопасности ООН. 

 

Власти Северной Кореи еще в 2009 году выслали из страны инспекторов агентства, после чего МАГАТЭ лишилось прямой возможности контролировать работу ядерного комплекса страны. В настоящее время мониторинг за ядерной деятельностью Северной Кореи ведется в основном с помощью спутниковых снимков.

В Йонбене расположены завод по обогащению урана и реактор мощностью 5 МВт, построенный в 1986 году. По оценке специалистов, за один год в центре можно получить достаточно материала для изготовления нескольких ядерных зарядов.

Реактор начали демонтировать в 2007 году в соответствии с международным соглашением о предоставлении Пхеньяну экономической помощи в обмен на сворачивание им ядерных программ. Однако предположительные свидетельства о возобновлении производства плутония в Йонбене появлялись и в феврале 2018 года: на опубликованных спутниковых фотографиях были видны столбы белого пара, которые поднимались из труб объекта, а также растаявший лед вблизи реактора.

Каков ядерный потенциал Северной Кореи

В текущий момент, по разным оценкам, в стране может быть от 20 до 60 единиц ядерного оружия, использующего плутоний и высокообогащенный уран.

«Можно предположить, что Северная Корея приступила к усовершенствованию ядерного оружия. Существуют разные точки зрения по поводу того, есть ли у Пхеньяна бомбы и в каком количестве. По всей видимости, эта работа продолжается», - объясняет Станислав Митрахович.

Эксперт не исключает, что деятельность по получению оружейного плутония в КНДР может быть замаскирована под работы в сфере атомной энергетики.

«Ни США, ни кому бы то ни было, не удалось заставить корейцев отказаться от этого. Особых механизмов давления на эту страну нет», – подчеркнул Митрахович.

Активизация Пхеньяна в части ядерных разработок, безусловно, является новым международным вызовом для президента США Джо Байдена на фоне опасного вывода американских войск из Афганистана и переговоров о восстановлении соглашения 2015 года по ядерной программе Ирана, которые фактически зашли в тупик.

«Сейчас не очевидно, что американцы на фоне провала в Афганистане будут делать с Северной Кореей: военная операция там вряд ли получится. Ситуация с выводом войск показала, что даже полномасштабные военные действия американцам не очень удаются в последние годы», – прокомментировал эксперт.

Вместе с тем эксперт не исключил, что если Пхеньян будет перегружать повестку и параллельно с новостями о возобновлении работы ядерного реактора станет проводить запуски ракет, предположим, в сторону Японии, то на каком-то этапе может дождаться от США военно-воздушного удара.

Ситуация складывается таким образом: американцы убежали из Афганистана, оставив там массу проблем, а Северная Корея практически одновременно с началом операции по выводу войск США решила возобновить работу ядерного комплекса. Наверное, для лидеров вроде Ким Чен Ына это действительно важно, заключил эксперт.

Автор: Дарья Белова

Источник: Экономика сегодня, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики