Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Эксперт рассказал, что решение немецкого суда об ограничениях в отношении газопровода "Северный поток–2" не удивило "Газпром" и компания знает, как действовать дальше.

В "Газпроме" были готовы к вердикту германского суда о сохранении действия Третьего энергопакета на газопровод "Северный поток–2", считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Тема обсуждается довольно давно. Здесь каких-то супер новаций нет, потому что "Газпром" знал, что очень велика вероятность, что могут не согласовать отмену Газовой директивы через суд. "Газпром" уже несколькими путями пытается обойти эти ограничения", – отметил Митрахович в беседе с корреспондентом Baltnews.

Он считает, что, во-первых, "Газпром" может зарегистрировать полностью принадлежащую ему швейцарскую компанию Nord Stream 2 AG, которая владеет "Северным потоком–2", как независимого оператора.

"Формально "Газпром" владеет этой компанией, но можно сделать такую хитрость, которая предусмотрена в праве ЕС и сделать так, будто эта компания является независимой. Она "Газпрому" принадлежит, но бюрократия там отдельная. Де-факто это будет номинальная вещь. Понятно, что "Газпром" будет делать что захочет, и Nord Stream 2 AG будет ему во многом полностью подконтрольна, даже если будет зарегистрирована как независимый оператор", – отметил Митрахович.

Эксперт напомнил, что "Газпром" уже подал соответствующие документы в Федеральное сетевое агентство Германии, но там еще не начали рассматривать эту заявку под бюрократическими предлогами. Затягивание со стороны ФРГ эксперт объяснил тем, что Берлин опасается критики, а также хочет переложить ответственность за это решение на будущее правительство.

"С одной стороны, хочется запустить проект, а с другой, можно нарваться на критику со стороны американцев, часть евробюрократии будет недовольна, Польша будет громко возмущаться. Поэтому Германия это дело затягивает. Я думаю, что они затягивают еще и потому, что осенью в Германии будет новое правительство и на него хотят переложить ответственность", – рассказал Станислав Митрахович.

Во-вторых, в том случае, если ФРГ отвергнет заявку Nord Stream AG как независимого оператора, можно сделать так, чтобы газ по трубе шел не только "газпромовский", но и какой-то другой. Например, газ, который уже куплен покупателем.

"Условно говоря, можно создать хаб в Балтийском море. Какая-то компания будет проводить аукционы, и какая-нибудь германская компания купит этот газ и тогда он будет прокачиваться уже как немецкий, а не газпромовский, и тогда труба будет загружена", – подчеркнул эксперт.

Третьим вариантом специалист по энергетике назвал прокачку газа, который будет принадлежать не "Газпрому" и не покупателю в Европе, а какой-то другой российской компании.

"У нас есть НОВАТЭК, "Роснефть", которые имеют крупный газовый бизнес. Они были бы счастливы получить доступ к экспорту трубопроводного газа, учитывая высокие цены на газ в Европе. Может, сам "Газпром" не в восторге от такой идеи, но с точки зрения интересов России, почему бы и нет. Нам важно, чтобы проект был заполнен. Можно создать какую-нибудь компанию, которая условно будет называться "Газовый экспорт", и пусть "Газпром" или "Роснефть" ей продают газ, а она уже экспортирует его самостоятельно", – рассказал эксперт.

"Объективно какой другой поставщик появится в Балтийском море? Норвежцы что ли туда присосутся? Или там будет НОВАТЭК с "Роснефтью"? Но это все равно российский газ. Поэтому изначально идея регулирования подводного газопровода – это политически мотивированная глупость. Но если они решили, нам приходится адаптироваться", – подытожил Станислав Митрахович.

Источник: Baltnews.lt, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики