Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Бесперспектива директивы. Как "Севпотоку–2" обойти ограничения ЕС

Эксперт рассказал, что решение немецкого суда об ограничениях в отношении газопровода "Северный поток–2" не удивило "Газпром" и компания знает, как действовать дальше.

В "Газпроме" были готовы к вердикту германского суда о сохранении действия Третьего энергопакета на газопровод "Северный поток–2", считает ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.

"Тема обсуждается довольно давно. Здесь каких-то супер новаций нет, потому что "Газпром" знал, что очень велика вероятность, что могут не согласовать отмену Газовой директивы через суд. "Газпром" уже несколькими путями пытается обойти эти ограничения", – отметил Митрахович в беседе с корреспондентом Baltnews.

Он считает, что, во-первых, "Газпром" может зарегистрировать полностью принадлежащую ему швейцарскую компанию Nord Stream 2 AG, которая владеет "Северным потоком–2", как независимого оператора.

"Формально "Газпром" владеет этой компанией, но можно сделать такую хитрость, которая предусмотрена в праве ЕС и сделать так, будто эта компания является независимой. Она "Газпрому" принадлежит, но бюрократия там отдельная. Де-факто это будет номинальная вещь. Понятно, что "Газпром" будет делать что захочет, и Nord Stream 2 AG будет ему во многом полностью подконтрольна, даже если будет зарегистрирована как независимый оператор", – отметил Митрахович.

Эксперт напомнил, что "Газпром" уже подал соответствующие документы в Федеральное сетевое агентство Германии, но там еще не начали рассматривать эту заявку под бюрократическими предлогами. Затягивание со стороны ФРГ эксперт объяснил тем, что Берлин опасается критики, а также хочет переложить ответственность за это решение на будущее правительство.

"С одной стороны, хочется запустить проект, а с другой, можно нарваться на критику со стороны американцев, часть евробюрократии будет недовольна, Польша будет громко возмущаться. Поэтому Германия это дело затягивает. Я думаю, что они затягивают еще и потому, что осенью в Германии будет новое правительство и на него хотят переложить ответственность", – рассказал Станислав Митрахович.

Во-вторых, в том случае, если ФРГ отвергнет заявку Nord Stream AG как независимого оператора, можно сделать так, чтобы газ по трубе шел не только "газпромовский", но и какой-то другой. Например, газ, который уже куплен покупателем.

"Условно говоря, можно создать хаб в Балтийском море. Какая-то компания будет проводить аукционы, и какая-нибудь германская компания купит этот газ и тогда он будет прокачиваться уже как немецкий, а не газпромовский, и тогда труба будет загружена", – подчеркнул эксперт.

Третьим вариантом специалист по энергетике назвал прокачку газа, который будет принадлежать не "Газпрому" и не покупателю в Европе, а какой-то другой российской компании.

"У нас есть НОВАТЭК, "Роснефть", которые имеют крупный газовый бизнес. Они были бы счастливы получить доступ к экспорту трубопроводного газа, учитывая высокие цены на газ в Европе. Может, сам "Газпром" не в восторге от такой идеи, но с точки зрения интересов России, почему бы и нет. Нам важно, чтобы проект был заполнен. Можно создать какую-нибудь компанию, которая условно будет называться "Газовый экспорт", и пусть "Газпром" или "Роснефть" ей продают газ, а она уже экспортирует его самостоятельно", – рассказал эксперт.

"Объективно какой другой поставщик появится в Балтийском море? Норвежцы что ли туда присосутся? Или там будет НОВАТЭК с "Роснефтью"? Но это все равно российский газ. Поэтому изначально идея регулирования подводного газопровода – это политически мотивированная глупость. Но если они решили, нам приходится адаптироваться", – подытожил Станислав Митрахович.

Источник: Baltnews.lt, 30.08.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики