Председатель правления АО «Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины"» убежден, что «СП-2» не удастся доказать свое полное соответствие европейскому законодательству.
«Технически-то проект будет достроен в ближайшие недели. Но это не означает, что ему разрешат работать в коммерческом режиме. То есть технически труба будет готова, они пустят газ, чтобы протестировать, что газ действительно может по ней идти, но в коммерческом режиме этот проект не будет работать, пока его не сертифицирует немецкий регулятор, и это еще должно быть подтверждено Европейской комиссией», — заверил Витренко.
Что стоит за словами главы украинской нефтегазовой компании, в интервью «ПолитЭксперту» рассказал Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности:
«Фактически он пытается делать хорошую мину при плохой игре, потому что ничего, что могло бы помешать "Северному потоку — 2" нормально работать, нет».
Антимонопольное законодательство больше не проблема
Энергетик объяснил, что подобные реплики могут высказываться ввиду проигрыша российского оператора в суде по вопросу распространения на «Северный поток — 2» антимонопольного законодательства ЕС. Согласно этим нормам, один поставщик не может загрузить газопровод больше чем на 50% мощности. Однако Юшков заявил, что эта проблема решается.
«"Газпром" будет договариваться с европейскими компаниями, чтобы они вступали в права собственности не на территории Германии или Австрии, а там, где начинается Евросоюз. А ЕС, по международным нормам, начинается в 12 милях от берега Северной Германии. На последнем участке, на глубине моря, европейские компании могут становиться собственниками. Соответственно, половину газопровода будут загружать они, просто покупая российский газ — 27,5 млрд кубов, а вторую половину "Газпром" будет докачивать до Европы сам и там его продавать. Таким образом можно загрузить газопровод на полную мощность».
Согласно федеральному закону «Об экспортном контроле», монопольное право на продажу топлива находится у собственника газотранспортной системы, то есть в этом случае у «Газпрома». Противники «СП-2», как отметил эксперт в области энергетики, сделали все возможное для того, чтобы антимонопольное законодательство применялось не только на сухопутную, но и на морскую часть газопровода:
«Европейцы, противники "СП-2" пролоббировали распространение антимонопольного законодательства на морскую часть, чтобы девальвировать инвестиции. Поскольку "Газпром" и 5 европейских компаний потратили на строительство газопровода около 10 млрд долларов. Попытка была в чем? Вы 10 млрд вкладываете, чтобы получить 55 млрд в год, а получите только 27,5 млрд, то есть только половину. Но, опять же, это все можно исправить, просто перенеся точку сдачи-приемки туда, где начинается подобное регулирование».
Комментируя слова Витренко, Юшков сказал, что понятия «работа в коммерческом режиме» — вообще не существует. По мнению главы «Нафтогаза», в таком случае все европейские газопроводы не работают в коммерческом режиме, поскольку они регулируются антимонопольным законодательством ЕС.
«Витренко просто пытается сгладить пилюлю. Раньше он говорил, что газопровод никогда не будет построен. Теперь он говорит, что никогда не будет работать. Надо всегда показывать, что проект якобы провальный и все плохо. То же самое мы слышали о строительстве Керченского моста. <...> Логично, что они так заявляют. Не могут же они признать собственные ошибки. Это сделать тяжело. Витренко откровенно занимается политикой, а не газовым бизнесом», — утвердил собеседник ПЭ.
Фантастический сценарий «Нафтогаза»
В тот же день глава «Нафтогаза» сообщил, что в ближайшее время Киев проведет переговоры с европейскими компаниями, на которых будет обсуждаться вопрос бронирования мощности для транзита газа через Украину. Юшков назвал это попытками заставить использовать кого-то свою газотранспортную систему.
Это, по мнению собеседника издания, «фантастический сценарий». В таком случае европейские компании должны произвести регазификацию. А это, в свою очередь, означает, что «Газпром» и предприятия стран ЕС должны переписать свои двухсторонние соглашения и перенести точку сдачи-приемки газа на украинскую границу.
«Ни одна здравомыслящая европейская компания ничего переписывать не будет. Они прекрасно видят, что, когда "Газпром" качает газ из Украины, там высокий тариф на прокачку. Во-вторых, трубы 30-40 лет пролежали без капитального ремонта, что с ними будет дальше — непонятно. Будут какие-то аварии, неизвестно. Зачем европейским компаниям весь этот геморрой? Тем более что Украина все время политизирует вопрос транзита. Все время требует какие-то компенсации. Никакая компания не будет брать на себя дополнительные проблемы, дополнительные риски, в то время как она может спокойно покупать российский газ на территории Евросоюза», — заключил аналитик.