Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Подписание газового соглашения с Китаем многими воспринято как разворот в сторону Поднебесной, как важнейший этап наших отношений. Но в реальности ничего не изменилось. Несмотря на такое громкое название - «окончательное утверждение параметров», «мега-контракт», «соглашение по системе «take or pay» - в контракте нет самого главного – там нет цены. Это означает, что документ контрактом не является. Раз нет формулы цены – нет договора. Пока наше соглашение с Китаем нужно рассматривать как часть большой игры в треугольнике «Россия – Китай – Европа».

Не секрет, что Россия сейчас в Европе подвергается серьезному давлению. Очень многие там пытаются говорить, что российский газ не нужен Европе, она найдет другие источники, а Россия – страшная страна. В реальности для европейцев это очень опасная игра. Ярчайший тому пример – Польша. Сейчас Россия подписывает серьезные газовые соглашения с Польшей. Варшава ведь также неоднократно пыталась утверждать, что ей российский газ не нужен: поляки могут взять газ из Катара, могут построить завод по СПГ в Свиноустье, могут использовать сланцевый газ и т.д. Но как дошло дело до зимы, а газа-то нет! Польшей с РосУкрЭнерго был подписан глупейший контракт, который подавался как диверсификация поставок. Какая же диверсификация, когда РосУкрЭнерго брал газ у России?

Все хорошо в теории, реалии совсем другие. Что произойдет, если газа не будет? Газовый бизнес – это не тот бизнес, где можно рассуждать на тему «а может, будет?». Россия это прекрасно понимает, и Китай, видимо, используется как элемент давления на Европу. Да, мы подписываем серьезный договор, и те проекты, которые озвучиваются, крайне опасны для России. Наша задача – отрезвить Европу. Хорошо, ЕС «загонит» нас в Китай, но ведь европейцы останутся без газа! Конечно, Россия тоже окажется в минусе. Сейчас оказаться «под Китаем» крайне опасно. Тот факт, что Дмитрий Медведев не подписал контракт с формулой цены, это очень хорошо. Если бы мы сейчас пошли на уступки, фактически речь шла бы о сдаче государства. Это не страшилки, а вполне реальные вещи.

Почему я говорю о том, что мы пугаем Европу: потому что сейчас подписан договор о газопроводе «Алтай», который соединяет, как известно, давно открытые месторождения Западной Сибири с Китаем. Именно готовые месторождения, где запущен процесс производства, являются основой наших поставок в Европу. Думаю, разум восторжествует, и мы газопровод «Алтай» строить не будем. По крайней мере, не будем строить за свои деньги.

Очень важный момент: три принципа газовых отношений с Китаем, которым мы должны следовать. Первый принцип: газ из Западной Сибири в Китай не продавать. Да, восток Сибири и Дальний Восток можно развивать с перспективой поставок на китайский рынок. Но из Западной Сибири поставки осуществлять нельзя. Этот регион предназначен для Европейской части России и для поставок в Европу.

Второй момент: мы не должны строить трубы за свой счет и за счет кредитов. Это очень важный момент. Многие сейчас говорят, что трубу мы построили за китайские деньги. Ничего себе за китайские! За кредит китайский, который получен на крайне невыгодных условиях! Это совершенно разные истории, между прочим.

Третий момент: никаких уступок по цене, никаких фокусов с технологиями формулы цены «затраты +», т.е. взять, к примеру, цену в Ковыкте и прибавить небольшую маржу – этот фокус совершенно не должен проходить. И никакой привязки к стоимости угля, т.е. никакой гронингенской системы, китайского пути (я имею в виду систему, где газовые цены привязаны к нефтяным, так предлагает рассчитывать Китай) – это крайне невыгодный нам путь, потому что здесь не учитывается ни экология, ни реальная стоимость угля. Предлагают использовать цену угля на китайском рынке, а там рынка-то никакого и нет.

Эти моменты очень важны, и Китай хоть и хорохорится, но в реальности там ситуация весьма непростая. Потребление газа в Поднебесной уже сегодня 90 млрд кубов, а по прогнозу самого Китая через 10 лет возрастет до 300 млрд кубов. Пекину надо найти 210 млрд кубов. Хорошо, 40 млрд нашли в Центральной Азии, определенный объем можно взять на рынке СПГ. Но 210 млрд кубов за 10 лет на международном рынке Китай не найдет! Это очевидно, потому что для того, чтобы через 10 лет получить 210 млрд кубов, нужно их купить сейчас. А сейчас мы видим возможности КНР. Да, эти возможности есть, но это не тот объем, который Китаю нужен. КНР хочет получить российский газ на выгодных для нее условиях. Мы уже пошли на колоссальные уступки по нефти, и, я думаю, плоды от нефтяного контракта мы еще пожнем. Надеюсь, что три озвученные принципа будут учтены. Пока еще мы не совершили фатальных ошибок. Надеюсь, что тот год, который остался на уточнение контракта - к лету следующего года была обещана ясность в контракте, значит, год у нас еще есть - не пройдет даром.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики