Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Симонов: В отношениях с Китаем важны три принципа

Подписание газового соглашения с Китаем многими воспринято как разворот в сторону Поднебесной, как важнейший этап наших отношений. Но в реальности ничего не изменилось. Несмотря на такое громкое название - «окончательное утверждение параметров», «мега-контракт», «соглашение по системе «take or pay» - в контракте нет самого главного – там нет цены. Это означает, что документ контрактом не является. Раз нет формулы цены – нет договора. Пока наше соглашение с Китаем нужно рассматривать как часть большой игры в треугольнике «Россия – Китай – Европа».

Не секрет, что Россия сейчас в Европе подвергается серьезному давлению. Очень многие там пытаются говорить, что российский газ не нужен Европе, она найдет другие источники, а Россия – страшная страна. В реальности для европейцев это очень опасная игра. Ярчайший тому пример – Польша. Сейчас Россия подписывает серьезные газовые соглашения с Польшей. Варшава ведь также неоднократно пыталась утверждать, что ей российский газ не нужен: поляки могут взять газ из Катара, могут построить завод по СПГ в Свиноустье, могут использовать сланцевый газ и т.д. Но как дошло дело до зимы, а газа-то нет! Польшей с РосУкрЭнерго был подписан глупейший контракт, который подавался как диверсификация поставок. Какая же диверсификация, когда РосУкрЭнерго брал газ у России?

Все хорошо в теории, реалии совсем другие. Что произойдет, если газа не будет? Газовый бизнес – это не тот бизнес, где можно рассуждать на тему «а может, будет?». Россия это прекрасно понимает, и Китай, видимо, используется как элемент давления на Европу. Да, мы подписываем серьезный договор, и те проекты, которые озвучиваются, крайне опасны для России. Наша задача – отрезвить Европу. Хорошо, ЕС «загонит» нас в Китай, но ведь европейцы останутся без газа! Конечно, Россия тоже окажется в минусе. Сейчас оказаться «под Китаем» крайне опасно. Тот факт, что Дмитрий Медведев не подписал контракт с формулой цены, это очень хорошо. Если бы мы сейчас пошли на уступки, фактически речь шла бы о сдаче государства. Это не страшилки, а вполне реальные вещи.

Почему я говорю о том, что мы пугаем Европу: потому что сейчас подписан договор о газопроводе «Алтай», который соединяет, как известно, давно открытые месторождения Западной Сибири с Китаем. Именно готовые месторождения, где запущен процесс производства, являются основой наших поставок в Европу. Думаю, разум восторжествует, и мы газопровод «Алтай» строить не будем. По крайней мере, не будем строить за свои деньги.

Очень важный момент: три принципа газовых отношений с Китаем, которым мы должны следовать. Первый принцип: газ из Западной Сибири в Китай не продавать. Да, восток Сибири и Дальний Восток можно развивать с перспективой поставок на китайский рынок. Но из Западной Сибири поставки осуществлять нельзя. Этот регион предназначен для Европейской части России и для поставок в Европу.

Второй момент: мы не должны строить трубы за свой счет и за счет кредитов. Это очень важный момент. Многие сейчас говорят, что трубу мы построили за китайские деньги. Ничего себе за китайские! За кредит китайский, который получен на крайне невыгодных условиях! Это совершенно разные истории, между прочим.

Третий момент: никаких уступок по цене, никаких фокусов с технологиями формулы цены «затраты +», т.е. взять, к примеру, цену в Ковыкте и прибавить небольшую маржу – этот фокус совершенно не должен проходить. И никакой привязки к стоимости угля, т.е. никакой гронингенской системы, китайского пути (я имею в виду систему, где газовые цены привязаны к нефтяным, так предлагает рассчитывать Китай) – это крайне невыгодный нам путь, потому что здесь не учитывается ни экология, ни реальная стоимость угля. Предлагают использовать цену угля на китайском рынке, а там рынка-то никакого и нет.

Эти моменты очень важны, и Китай хоть и хорохорится, но в реальности там ситуация весьма непростая. Потребление газа в Поднебесной уже сегодня 90 млрд кубов, а по прогнозу самого Китая через 10 лет возрастет до 300 млрд кубов. Пекину надо найти 210 млрд кубов. Хорошо, 40 млрд нашли в Центральной Азии, определенный объем можно взять на рынке СПГ. Но 210 млрд кубов за 10 лет на международном рынке Китай не найдет! Это очевидно, потому что для того, чтобы через 10 лет получить 210 млрд кубов, нужно их купить сейчас. А сейчас мы видим возможности КНР. Да, эти возможности есть, но это не тот объем, который Китаю нужен. КНР хочет получить российский газ на выгодных для нее условиях. Мы уже пошли на колоссальные уступки по нефти, и, я думаю, плоды от нефтяного контракта мы еще пожнем. Надеюсь, что три озвученные принципа будут учтены. Пока еще мы не совершили фатальных ошибок. Надеюсь, что тот год, который остался на уточнение контракта - к лету следующего года была обещана ясность в контракте, значит, год у нас еще есть - не пройдет даром.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.
Мировой рынок нефти: к каким ценам готовиться?
Санкции в отношении российского нефтегаза: кольцо сжимается
Американский сланец: жизнь в эпоху Трампа
Новый американский президент четко обозначил свои приоритеты в области энергетики, назвав ВИЭ пустой тратой денег и открыто сделав ставку на углеводороды. Это отличная новость для американских сланцевых компаний, как и существенный рост нефтяных цен на мировом рынке в 2017 и особенно в начале 2018 годов. Всем интересно, сколько нефти США на самом деле способны добывать. А ведь есть еще тема сланцевого газа. Соединенные Штаты слишком агрессивно рекламируют резкий рост производства СПГ, что невозможно без существенного увеличения добычи газа – опять же сланцевого.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2017 году и перспективы 2018 года

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики