Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Эксперт по энергетике объяснил, почему идея создания совместного газового хаба Польши и Украины обречена на провал.

Инициатива создания польско-украинского газового коридора после запуска "Северного потока–2" экономически нерентабельна и не позволит Варшаве и Киеву "отрезать" себя от российского газа, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Здесь скорее речь о том, что Украина и Польша являются союзниками США и раз уж вместе критикуют "Северный поток–2" – то давайте еще где-то сотрудничать. Родилась такая идея газотранспортные системы соединить и еще больше сотрудничать. А зачем? Никакого экономического смысла в этих предложениях нет", – заявил Юшков в беседе с Baltnews.

Ранее пресс-служба ООО "Оператор ГТС Украины" сообщила, что Украина и Польша могут создать совместный газовый хаб в Восточной и Центральной Европе. Предполагается, что польские СПГ-терминалы, Baltic Pipe и газовые коннекторы, а также украинские газовые хранилища и ГТС республики позволят создать такой газовый коридор, который "обеспечит энергетическую безопасность всей Юго-Восточной Европы" после пуска "Северного потока–2".

По мнению Юшкова, по реализации этой идеи есть два вопроса: как это возможно с технической точки зрения, а также какой газ планируется использовать.

"Кто, куда, чего качать будет – не совсем понятно, потому что газопроводы между Украиной и Польшей уже есть. И в этом плане, может быть, новую инфраструктуру и не надо строить. Эти газопроводы используются, в том числе, для того, чтобы поставлять российский газ через Украину в Польшу", – рассказал эксперт, отметив, что в рамках контракта с Киевом "Газпром" имеет право до 2024 года требовать прокачки газа именно с востока на запад, а не наоборот.

По словам эксперта, Польша и Украина могли бы построить и новые трубы, однако здесь опять-таки вопрос целесообразности. Более того, снабжение происходит за счет российского газа, который идет с востока на запад.

"Газпром" продает газ европейским компаниям, а те – украинским компаниям. В реальности газ заходит из России и остается в тех регионах Украины, где он нужен", – пояснил Юшков.

Вместе с тем, даже если не будет транзита газа из России на Украину после 2024 года, и она может, как захочет, использовать свою ГТС, то возникает вопрос – а что это за газ должен быть?

"Откуда этот газ возьмется? Baltic Pipe берет свое начало не на месторождении, а в газопроводе Europipe II, но у Норвегии уже четвертый год падает добыча, и у Baltic pipe нового газа нет. Поэтому Польше придется конкурировать за покупку норвежского газа, который они добывают на своих месторождениях. Пока они законтрактовали 2 млрд кубов, хотя "Балтийская труба" рассчитана на 10 млрд кубов. Этого не хватит самой Польше, если она захочет отказаться от российского газа. Поэтому Украине точно из Baltic Pipe брать газ сложно", – объяснил аналитик.

Собеседник Baltnews отметил, что на польский СПГ-терминал делать ставку тоже не придется – он рассчитан на 5 млрд кубов, но используется на половину. Если Варшава планирует отказаться от российского газа, то должны его использовать на полную мощность.

"В итоге непонятно – кто, куда, откуда [будет качать газ]", – резюмировал Игорь Юшков.

Источник: Baltnews.lt, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики