Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Эксперт по энергетике объяснил, почему идея создания совместного газового хаба Польши и Украины обречена на провал.

Инициатива создания польско-украинского газового коридора после запуска "Северного потока–2" экономически нерентабельна и не позволит Варшаве и Киеву "отрезать" себя от российского газа, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Здесь скорее речь о том, что Украина и Польша являются союзниками США и раз уж вместе критикуют "Северный поток–2" – то давайте еще где-то сотрудничать. Родилась такая идея газотранспортные системы соединить и еще больше сотрудничать. А зачем? Никакого экономического смысла в этих предложениях нет", – заявил Юшков в беседе с Baltnews.

Ранее пресс-служба ООО "Оператор ГТС Украины" сообщила, что Украина и Польша могут создать совместный газовый хаб в Восточной и Центральной Европе. Предполагается, что польские СПГ-терминалы, Baltic Pipe и газовые коннекторы, а также украинские газовые хранилища и ГТС республики позволят создать такой газовый коридор, который "обеспечит энергетическую безопасность всей Юго-Восточной Европы" после пуска "Северного потока–2".

По мнению Юшкова, по реализации этой идеи есть два вопроса: как это возможно с технической точки зрения, а также какой газ планируется использовать.

"Кто, куда, чего качать будет – не совсем понятно, потому что газопроводы между Украиной и Польшей уже есть. И в этом плане, может быть, новую инфраструктуру и не надо строить. Эти газопроводы используются, в том числе, для того, чтобы поставлять российский газ через Украину в Польшу", – рассказал эксперт, отметив, что в рамках контракта с Киевом "Газпром" имеет право до 2024 года требовать прокачки газа именно с востока на запад, а не наоборот.

По словам эксперта, Польша и Украина могли бы построить и новые трубы, однако здесь опять-таки вопрос целесообразности. Более того, снабжение происходит за счет российского газа, который идет с востока на запад.

"Газпром" продает газ европейским компаниям, а те – украинским компаниям. В реальности газ заходит из России и остается в тех регионах Украины, где он нужен", – пояснил Юшков.

Вместе с тем, даже если не будет транзита газа из России на Украину после 2024 года, и она может, как захочет, использовать свою ГТС, то возникает вопрос – а что это за газ должен быть?

"Откуда этот газ возьмется? Baltic Pipe берет свое начало не на месторождении, а в газопроводе Europipe II, но у Норвегии уже четвертый год падает добыча, и у Baltic pipe нового газа нет. Поэтому Польше придется конкурировать за покупку норвежского газа, который они добывают на своих месторождениях. Пока они законтрактовали 2 млрд кубов, хотя "Балтийская труба" рассчитана на 10 млрд кубов. Этого не хватит самой Польше, если она захочет отказаться от российского газа. Поэтому Украине точно из Baltic Pipe брать газ сложно", – объяснил аналитик.

Собеседник Baltnews отметил, что на польский СПГ-терминал делать ставку тоже не придется – он рассчитан на 5 млрд кубов, но используется на половину. Если Варшава планирует отказаться от российского газа, то должны его использовать на полную мощность.

"В итоге непонятно – кто, куда, откуда [будет качать газ]", – резюмировал Игорь Юшков.

Источник: Baltnews.lt, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики