Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Бестолковая затея. Почему Польша и Украина зря мечтают о "газовом коридоре"

Эксперт по энергетике объяснил, почему идея создания совместного газового хаба Польши и Украины обречена на провал.

Инициатива создания польско-украинского газового коридора после запуска "Северного потока–2" экономически нерентабельна и не позволит Варшаве и Киеву "отрезать" себя от российского газа, считает ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

"Здесь скорее речь о том, что Украина и Польша являются союзниками США и раз уж вместе критикуют "Северный поток–2" – то давайте еще где-то сотрудничать. Родилась такая идея газотранспортные системы соединить и еще больше сотрудничать. А зачем? Никакого экономического смысла в этих предложениях нет", – заявил Юшков в беседе с Baltnews.

Ранее пресс-служба ООО "Оператор ГТС Украины" сообщила, что Украина и Польша могут создать совместный газовый хаб в Восточной и Центральной Европе. Предполагается, что польские СПГ-терминалы, Baltic Pipe и газовые коннекторы, а также украинские газовые хранилища и ГТС республики позволят создать такой газовый коридор, который "обеспечит энергетическую безопасность всей Юго-Восточной Европы" после пуска "Северного потока–2".

По мнению Юшкова, по реализации этой идеи есть два вопроса: как это возможно с технической точки зрения, а также какой газ планируется использовать.

"Кто, куда, чего качать будет – не совсем понятно, потому что газопроводы между Украиной и Польшей уже есть. И в этом плане, может быть, новую инфраструктуру и не надо строить. Эти газопроводы используются, в том числе, для того, чтобы поставлять российский газ через Украину в Польшу", – рассказал эксперт, отметив, что в рамках контракта с Киевом "Газпром" имеет право до 2024 года требовать прокачки газа именно с востока на запад, а не наоборот.

По словам эксперта, Польша и Украина могли бы построить и новые трубы, однако здесь опять-таки вопрос целесообразности. Более того, снабжение происходит за счет российского газа, который идет с востока на запад.

"Газпром" продает газ европейским компаниям, а те – украинским компаниям. В реальности газ заходит из России и остается в тех регионах Украины, где он нужен", – пояснил Юшков.

Вместе с тем, даже если не будет транзита газа из России на Украину после 2024 года, и она может, как захочет, использовать свою ГТС, то возникает вопрос – а что это за газ должен быть?

"Откуда этот газ возьмется? Baltic Pipe берет свое начало не на месторождении, а в газопроводе Europipe II, но у Норвегии уже четвертый год падает добыча, и у Baltic pipe нового газа нет. Поэтому Польше придется конкурировать за покупку норвежского газа, который они добывают на своих месторождениях. Пока они законтрактовали 2 млрд кубов, хотя "Балтийская труба" рассчитана на 10 млрд кубов. Этого не хватит самой Польше, если она захочет отказаться от российского газа. Поэтому Украине точно из Baltic Pipe брать газ сложно", – объяснил аналитик.

Собеседник Baltnews отметил, что на польский СПГ-терминал делать ставку тоже не придется – он рассчитан на 5 млрд кубов, но используется на половину. Если Варшава планирует отказаться от российского газа, то должны его использовать на полную мощность.

"В итоге непонятно – кто, куда, откуда [будет качать газ]", – резюмировал Игорь Юшков.

Источник: Baltnews.lt, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики