Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России подешевели бензин и дизель

В России подешевели бензин и дизель

Снижение цен зафиксировано впервые за год

Средняя стоимость литра бензина в России за неделю снизилась на 15 копеек и к 6 сентября составила 48,93 руб., следует из материалов Росстата. Дизельное топливо также подешевело — до 50,62 руб. за литр с 50,69 руб. по состоянию на 30 августа.

Падение цен на бензин и дизель зафиксировано в стране впервые с начала сентября прошлого года, следует из данных Росстата.

По данным на 6 сентября 2021 г., средняя стоимость бензина марки АИ-92 составила 45,99 руб. за литр, АИ-95 — 49,82 руб., АИ-98 — 57,57 руб. Неделей ранее эти показатели составляли 46,16, 49,98 и 57,65 руб. соответственно.

Топливо подешевело в связи с сезонным падением спроса на него, пояснил «Ведомостям» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Соотношение спроса и предложения колеблется. Сейчас мы видим быстрое падение спроса на фоне стабильного предложения. Это чисто сезонная вещь, связанная с началом учебного года и с перемещением населения с дач в города», — сказал он. По его словам, снижение не будет продолжительным.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, снижение средней стоимости топлива в первую неделю сентября связано с двумя факторами. Первый — сезонный, так как сейчас люди вернулись из отпусков, стали меньше пользоваться автомобилями, вследствие чего спрос на бензин и дизель снизился. Второй фактор связан с действиями властей, которые убедили производителей топлива направлять большие объемы на биржу.

В конце июля 2021 г. министр энергетики Николай Шульгинов сообщил, что ведомство предложило правительству запустить процесс ввода ограничений на экспорт бензина из России. Возможность применения данной меры он допустил после того, как 22 июля стоимость бензина АИ-95 в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) обновила исторический максимум, впервые превысив 60 000 руб. за тонну.

В начале августа временно запретить экспорт бензина предложил уже курирующий топливно-энергетический комплекс вице-премьер Александр Новак. Он также увидел в этой мере возможность для стабилизации ситуации на рынке топлива. Вице-премьер тогда отметил, что динамика розничных цен на нефтепродукты находится в пределах инфляции, наблюдается тренд на снижение биржевых цен. Однако по итогам совещания у Новака 9 августа было принято решение пока не вводить запрет на экспорт.

1 сентября Новак заявил журналистам, что рисков роста цен на бензин в России нет. Вице-премьер пояснил, что и без официального запрета экспорт топлива был сокращен «практически до нуля». Кроме того, основной экспортер бензина — компания «Сургутнефтегаз» — начала поставлять весь объем топлива на внутренний рынок, отметил зампред правительства.

В России действует несколько рыночных механизмов сдерживания внутренних цен на моторное топливо: демпфер, сглаживающий негативный эффект от скачков цен на нефть на мировом рынке, и требование для НПЗ продавать часть топлива на бирже. Весной 2021 г. из-за роста цен на моторное топливо в России правительство было вынуждено вносить корректировки в оба механизма: параметры демпфера были изменены для увеличения выплат нефтяникам при продаже на внутренний рынок, а обязательный норматив по торговле бензином на бирже вырос с 10 до 11%.

Автор: Наталья Иванкина

Источник: Ведомости, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики