Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В России подешевели бензин и дизель

В России подешевели бензин и дизель

Снижение цен зафиксировано впервые за год

Средняя стоимость литра бензина в России за неделю снизилась на 15 копеек и к 6 сентября составила 48,93 руб., следует из материалов Росстата. Дизельное топливо также подешевело — до 50,62 руб. за литр с 50,69 руб. по состоянию на 30 августа.

Падение цен на бензин и дизель зафиксировано в стране впервые с начала сентября прошлого года, следует из данных Росстата.

По данным на 6 сентября 2021 г., средняя стоимость бензина марки АИ-92 составила 45,99 руб. за литр, АИ-95 — 49,82 руб., АИ-98 — 57,57 руб. Неделей ранее эти показатели составляли 46,16, 49,98 и 57,65 руб. соответственно.

Топливо подешевело в связи с сезонным падением спроса на него, пояснил «Ведомостям» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев. «Соотношение спроса и предложения колеблется. Сейчас мы видим быстрое падение спроса на фоне стабильного предложения. Это чисто сезонная вещь, связанная с началом учебного года и с перемещением населения с дач в города», — сказал он. По его словам, снижение не будет продолжительным.

По мнению ведущего аналитика Фонда национальной энергетической безопасности России Игоря Юшкова, снижение средней стоимости топлива в первую неделю сентября связано с двумя факторами. Первый — сезонный, так как сейчас люди вернулись из отпусков, стали меньше пользоваться автомобилями, вследствие чего спрос на бензин и дизель снизился. Второй фактор связан с действиями властей, которые убедили производителей топлива направлять большие объемы на биржу.

В конце июля 2021 г. министр энергетики Николай Шульгинов сообщил, что ведомство предложило правительству запустить процесс ввода ограничений на экспорт бензина из России. Возможность применения данной меры он допустил после того, как 22 июля стоимость бензина АИ-95 в ходе торгов на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) обновила исторический максимум, впервые превысив 60 000 руб. за тонну.

В начале августа временно запретить экспорт бензина предложил уже курирующий топливно-энергетический комплекс вице-премьер Александр Новак. Он также увидел в этой мере возможность для стабилизации ситуации на рынке топлива. Вице-премьер тогда отметил, что динамика розничных цен на нефтепродукты находится в пределах инфляции, наблюдается тренд на снижение биржевых цен. Однако по итогам совещания у Новака 9 августа было принято решение пока не вводить запрет на экспорт.

1 сентября Новак заявил журналистам, что рисков роста цен на бензин в России нет. Вице-премьер пояснил, что и без официального запрета экспорт топлива был сокращен «практически до нуля». Кроме того, основной экспортер бензина — компания «Сургутнефтегаз» — начала поставлять весь объем топлива на внутренний рынок, отметил зампред правительства.

В России действует несколько рыночных механизмов сдерживания внутренних цен на моторное топливо: демпфер, сглаживающий негативный эффект от скачков цен на нефть на мировом рынке, и требование для НПЗ продавать часть топлива на бирже. Весной 2021 г. из-за роста цен на моторное топливо в России правительство было вынуждено вносить корректировки в оба механизма: параметры демпфера были изменены для увеличения выплат нефтяникам при продаже на внутренний рынок, а обязательный норматив по торговле бензином на бирже вырос с 10 до 11%.

Автор: Наталья Иванкина

Источник: Ведомости, 08.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики