Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Shell: независимые АЗС в России на пути к банкротству

Shell: независимые АЗС в России на пути к банкротству

Частные АЗС только продают топливо, в отличие от таких компаний, как «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж

Независимые АЗС в России находятся на пути к банкротству, заявил директор по развитию и операционному управлению сети АЗС Shell в России Виталий Маслов.

По его словам, Shell уже восемь месяцев генерирует по 1,5 рубля убытка с каждого проданного литра бензина. Аналогичная ситуация у других независимых игроков, которые составляют 60% рынка.

Причина в резком дисбалансе оптовых и розничных цен на бензин, говорит Маслов. Все, что могут независимые АЗС, — это продавать топливо. Это не «Роснефть», «Лукойл» или «Газпром нефть», у которых есть добыча, переработка и продажи за рубеж. Скоро начнется череда банкротств независимых АЗС, считает Маслов.

Риски действительно есть, согласен президент Независимого топливного союза Павел Баженов. Союз уже направил обращение в ФАС.

«Ситуация давно уже очень тяжелая, с начала года у нас оптовая цена все растет и растет, а розница растет значительно медленнее, чем опт. Опт вырос на 30%, а розница — на 5%, вот и вся математика. Мы подготовили письмо в Федеральную антимонопольную службу. Что касается закрытия частных АЗС, а это 60% инфраструктуры рынка, это не угрозы, а тот процесс, который уже сейчас наблюдается, то есть уже сейчас в регионах операторы уходят с рынка. Уходят более слабые операторы, но тем не менее. В России Shell — это все-таки скорее независимая сеть, потому что не имеет своего производства, соответственно, не получает демпфирующую субсидию и вынуждена работать с теми оптовыми ценами, которые есть на рынке. Конкурентная ситуация в рознице очень простая — есть соглашение между правительством и нефтяными компаниями: «Вы, господа, держите цены в рамках инфляции, а мы вам за это будем субсидировать производство в рамках демпфера». Естественно, у независимой розницы субсидии, которая позволяла бы сдерживать розничные цены, просто нет, поэтому это дискриминационная политика. Система нуждается в пересмотре, нужно пересматривать ту систему управления топливного рынка, которую мы имеем».

Также частные АЗС недовольны ставкой эквайринга. «Наблюдается диспаритет комиссии за эквайринг для предприятий топливной розницы при существенном росте доли транзакций по банковским картам, до 70% в этом году», — говорит топ-менеджер Shell.

По его словам, сейчас для АЗС ставка по эквайрингу составляет около 1,5%, и сети тратят на нее до 20% от валового дохода с топливных продаж. Комиссию надо приравнять к ставкам ресторанов фастфуда — около 1%. В Восточной Европе комиссия за эквайринг вообще составляет лишь 0,3%, говорит Маслов.

На этом фоне в России впервые за год снизились цены на бензин. По данным Росстата, за последнюю неделю средняя стоимость топлива снизилась на 15 копеек, почти до 49 рублей за литр. 92-й бензин подешевел на 17 копеек, 95-й — на 16. Цены на топливо снижаются в 68 городах, в том числе Москве и Петербурге. О том, почему цены на бензин наконец пошли вниз, рассуждает ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:

«Заканчивается автомобильный сезон в России, то есть потребление нефтепродуктов возрастает летом и снижается зимой. Но в этом году разница была еще ярче, потому что многие люди не полетели на самолете, то есть в отпускной сезон ехали на автомобиле. И второй фактор — это то, что Минэнерго все-таки выиграло борьбу с нефтяными компаниями и они стали продавать больше топлива на бирже. Возможно, сработал как раз фактор угроз со стороны правительства перекрыть возможность экспорта нефтепродуктов на три месяца. Видимо, компании нашли какие-то компромиссы с правительством и все-таки увеличили объемы поставок. И это привело к тому, что независимые поставщики топлива на розничный рынок смогли снизить цены. Но не факт, что по итогам сентября мы увидим снижение в целом по месяцу. Возможно, мы увидели снижение в первую неделю сентября, а дальше все равно инфляция сделает свое дело. Важно, чтобы повышение в сумме по году не превысило уровень инфляции».

Сейчас у Shell цена на 95-й бензин на отдельных заправках составляет 54,6 рубля за литр. У государственной «Роснефти» он стоит дешевле — 50,8 рубля за литр. А у независимой ЕКА всего 51,5 рубля за литр. То есть даже у независимых АЗС цены сильно различаются. При этом у каждой сети свои бонусные программы на заправку и внутренние товары, которые закладываются в стоимость топлива.

Раз АЗС терпят убытки, не лучше ли начать с внутренней оптимизации? Мнение управляющего партнера «Петролеум трейдинг» Максима Дьяченко:

«У независимых АЗС сложная ситуация, они не лукавят. Разные хозяйствующие субъекты по-разному решают эту проблему. Кто-то, как Shell, поднимает розничные цены, но это в итоге приводит к тому, что продажи снижаются. Конечно, сейчас АЗС трансформировались, у многих активно развивается продажа сопутствующих товаров, то есть на АЗС есть мини-маркет или просто супермаркет, который торгует различными товарами, а топливо — это гарантия того, что клиенты заедут на АЗС и эти товары приобретут. Если говорить о бонусных программах, которые надо сворачивать, все-таки и бонусные программы, и системы ценообразования — это вопросы больше стратегических отношений между компанией и клиентом, они формируются за много лет. Изменить в одностороннем порядке условия сотрудничества — это потерять клиентов, а клиенты завоевываются годами. Любая остановка, любые изменения — это существенный риск. Поэтому именно независимые АЗС продолжают работать, реализуя топливо себе в убыток, так как известно, что остановка реализации приводит к еще более плачевным последствиям. Реализация падает критически, настолько, что восстановить ее зачастую просто невозможно».

По данным исследовательской группы «Петромаркет», общая убыточность торговли 92-м бензином наблюдается с начала этого года. С марта маржинальность у 95-го бензина и летнего дизтоплива оказалась нулевой, а уже в середине лета чистая маржа розничной продажи 92-го бензина оказалась на уровне в минус 1,3 рубля за литр.

Источник: BFM.RU, 09.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики