Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт разъяснил, как обойти антимонопольное требование ЕС к «Северному потоку — 2»

Эксперт разъяснил, как обойти антимонопольное требование ЕС к «Северному потоку — 2»

Ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков рассказал «Газете.Ru», как можно на законных основаниях обойти требование Евросоюза о демонополизации поставок газа из России по «Северному потоку — 2».

Самое проблемное требование для поставщиков газа в Евросоюз, включая российский «Газпром», — это норма закона о том, что один поставщик не может загрузить более половины мощности трубы. Норма закреплена в так называемом третьем энергопакете ЕС. Брюссель считает, что благодаря такой поправке будет создана ценовая конкуренция, дающая право потребителям газа выбирать как минимум из двух поставщиков, напоминает эксперт.

Обойти это требование вполне реально, считает Юшков. «Газпром» может договориться с покупателями газа в Европе о переносе точки сдачи-приемки.

«Дело в том, что европейское антимонопольное регулирование распространяется не на весь «Северный поток — 2», а на ту его часть, которая находится на территории ЕС. Территориальные воды Евросоюза начинаются в 12 морских милях от его берега. Ничто не мешает «Газпрому» прокачивать все 55 млрд. кубометров газа (100% загрузка) до этой точки в Балтийском море. А в самой этой точке «Газпром» может передать право собственности на половину объема прокачки (27,5 млрд. куб. м) газа каким-либо европейским компаниям», — считает Юшков.

«При таком варианте требование антимонопольного законодательства будет соблюдено», — заключает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Юшков.

Сейчас европейские компании получают право собственности на газ в разных точках Европы, в основном в австрийском газовом хабе в Баумгартене.

Автор: Рустем Фаляхов

Источник: Газета.Ru, 09.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики