Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Предложения независимых АЗС могут привести к удорожанию топлива для потребителя

И. Юшков: Предложения независимых АЗС могут привести к удорожанию топлива для потребителя

Независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Бизнес просит решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин. Так, они предложили увеличить нормативы биржевой торговли, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

О том, насколько данные меры помогут отрегулировать оптовую стоимость топлива, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Как ни странно, но для внутреннего рынка было бы выгодно, чтобы цены на нефть на мировом рынке снизились. В этом случае нефтяные компании смогут поставлять нефть и нефтепродукты на внутренний рынок на более мягких условиях. Хотя для государства такая ситуация станет негативной. В данном случае упали бы доходы бюджета из-за снижения экспортной пошлины и НДПИ.

Хотя, при большей привлекательности внутреннего рынка и перенаправлении поставок, обрушения цен на нефтепродукты в России не произошло бы. Ведь демпфирующий механизм работает в обе стороны. Когда нефть на мировом рынке дорогая, то бюджет выплачивает средства компаниям, чтобы те часть «черного золота» все равно оставляли для внутреннего рынка. Когда нефть дешевая - сами компании платят государству, чтобы поставлять ее на внутренний рынок. При этом нефтяные компании поставляют большие объемы на биржу, а это приводит к снижению розничных цен на независимых АЗС. При привлекательности экспорта этого не происходит.

Предложение изменить демпфер выдвигается по следующей логике. Если по механизму демпфера ВИНКи будут получать больше выплат от государства и поставка на внутренний рынок станет для них более выгодной, то они смогут продавать больше нефтепродуктов на бирже и по меньшей цене. В итоге независимые АЗС смогут покупать достаточные объемы топлива на той же бирже и опять же по приемлемой цене. В данной схеме и ВИНКи, и независимые игроки получат достаточный объем денег. Пострадает только бюджет, который этих денег лишится.

Все предложения, безусловно, логичны, если мы говорим именно о выгоде независимых АЗС. Но зачастую их инициативы фактически сводятся к призывам сделать так, чтобы цены на бензин и дизель на заправках ВИНКов выросли, чтобы независимые АЗС стали конкурентоспособны.

Так, например, они предлагают установить зависимость розничных цен и цен на оптовом рынке. Сейчас ВИНКи продают напрямую своим сбытовым сетям. И это топливо идет не через оптовый рынок. Получается, что объемы продаются между структурами внутри компаний по ценам ниже оптового рынка. Поэтому в итоге ВИНКи на своих АЗС могут продавать топливо дешевле, чем на независимых АЗС. Если выполнить предложение топливного союза, то бензин и ДТ на АЗС ВИНКов подорожает. В конечном итоге, цены для потребителя повысятся. Вряд ли простые россияне скажут спасибо за это.

Но в данном случае можно понять и независимых игроков рынка. Им нужно как-то выживать. В конкуренции с ВИНКами они выиграть не могут, поэтому ничего не остается, как выживать за счет автомобилистов. Если независимые АЗС закроются, то во множестве населенных пунктов потребителям нужно будет дальше ехать до заправки.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 10.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики