Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Предложения независимых АЗС могут привести к удорожанию топлива для потребителя

И. Юшков: Предложения независимых АЗС могут привести к удорожанию топлива для потребителя

Независимые АЗС предложили ФАС принять меры для стабилизации внутреннего топливного рынка. Бизнес просит решить проблему несоответствия оптовых и розничных цен на бензин. Так, они предложили увеличить нормативы биржевой торговли, внести корректировки в механизм демпфера и рекомендовать нефтяным компаниям привести розничные цены в соответствие с оптовыми.

О том, насколько данные меры помогут отрегулировать оптовую стоимость топлива, Агентству нефтегазовой информации рассказал эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков:

- Как ни странно, но для внутреннего рынка было бы выгодно, чтобы цены на нефть на мировом рынке снизились. В этом случае нефтяные компании смогут поставлять нефть и нефтепродукты на внутренний рынок на более мягких условиях. Хотя для государства такая ситуация станет негативной. В данном случае упали бы доходы бюджета из-за снижения экспортной пошлины и НДПИ.

Хотя, при большей привлекательности внутреннего рынка и перенаправлении поставок, обрушения цен на нефтепродукты в России не произошло бы. Ведь демпфирующий механизм работает в обе стороны. Когда нефть на мировом рынке дорогая, то бюджет выплачивает средства компаниям, чтобы те часть «черного золота» все равно оставляли для внутреннего рынка. Когда нефть дешевая - сами компании платят государству, чтобы поставлять ее на внутренний рынок. При этом нефтяные компании поставляют большие объемы на биржу, а это приводит к снижению розничных цен на независимых АЗС. При привлекательности экспорта этого не происходит.

Предложение изменить демпфер выдвигается по следующей логике. Если по механизму демпфера ВИНКи будут получать больше выплат от государства и поставка на внутренний рынок станет для них более выгодной, то они смогут продавать больше нефтепродуктов на бирже и по меньшей цене. В итоге независимые АЗС смогут покупать достаточные объемы топлива на той же бирже и опять же по приемлемой цене. В данной схеме и ВИНКи, и независимые игроки получат достаточный объем денег. Пострадает только бюджет, который этих денег лишится.

Все предложения, безусловно, логичны, если мы говорим именно о выгоде независимых АЗС. Но зачастую их инициативы фактически сводятся к призывам сделать так, чтобы цены на бензин и дизель на заправках ВИНКов выросли, чтобы независимые АЗС стали конкурентоспособны.

Так, например, они предлагают установить зависимость розничных цен и цен на оптовом рынке. Сейчас ВИНКи продают напрямую своим сбытовым сетям. И это топливо идет не через оптовый рынок. Получается, что объемы продаются между структурами внутри компаний по ценам ниже оптового рынка. Поэтому в итоге ВИНКи на своих АЗС могут продавать топливо дешевле, чем на независимых АЗС. Если выполнить предложение топливного союза, то бензин и ДТ на АЗС ВИНКов подорожает. В конечном итоге, цены для потребителя повысятся. Вряд ли простые россияне скажут спасибо за это.

Но в данном случае можно понять и независимых игроков рынка. Им нужно как-то выживать. В конкуренции с ВИНКами они выиграть не могут, поэтому ничего не остается, как выживать за счет автомобилистов. Если независимые АЗС закроются, то во множестве населенных пунктов потребителям нужно будет дальше ехать до заправки.

Источник: Агентство нефтегазовой информации, 10.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики