Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Минск получил «комфортную» цену на газ, но хотел бы снизить ее до «справедливой»

Минск получил «комфортную» цену на газ, но хотел бы снизить ее до «справедливой»

Создание единого рынка газа вовсе не гарантирует, что в Беларуси будет такая же цена на газ, как в Смоленской области.

Одним из ключевых вопросов переговоров Владимира Путина и Александра Лукашенко 9 сентября в Кремле, на которых были согласованы 28 союзных программ (бывших дорожных карт углубления интеграции), был газовый.

Ранее первый заместитель премьер-министра Беларуси Николай Снопков заявлял, что консенсус найден по всем программам, но принципы формирования цены на газ пока не определены.

При этом чиновник признал, что нынешняя цена на газ — 128,5 доллара за тысячу кубометров — лучшая по сравнению с ценами для других стран СНГ и Европейского союза. «Она для нас на сегодняшний день комфортна», — сказал Снопков. 

Цена осталась «комфортной»

На итоговой пресс-конференции 9 сентября Путин подтвердил, что цены на газ для Беларуси будут сохранены на уровне 2021 года и не будут даже индексироваться на уровень инфляции.

Российский президент подчеркнул, что на бирже цена российского газа для европейских потребителей сейчас доходит до 700 долларов за тысячу кубометров, и страны, заключившие долгосрочные контракты на российский газ, могут «потирать руки», так как покупают его дешевле в условиях роста мировых цен на энергоносители.

«На свободном рынке в Европе — 650 долларов за тысячу кубов. Это умники еще в прошлом составе Еврокомиссии придумали рыночное ценообразование на газ. А вот результат вам, — констатировал глава российского государства. — А у нас подход другой, у нас тоже рыночное ценообразование, эта цена привязана к цене на нефть. Никто ее не регулирует, рынок регулирует, но колебания идут гораздо более мягко»,уколол европейских чиновников российский президент.

Однако «комфортной» для Беларуси цена на российский газ стала недавно — еще в начале этого года после подписания соглашения на поставки голубого топлива Лукашенко заявлял, что цена могла бы быть «более справедливой», но уже в конце мая, встречаясь с Путиным в Сочи, выразил надежду, что нынешняя цена в будущем не изменится.

По мнению академического директора BEROC Катерины Борнуковой, «ничего сенсационного в озвученной стоимости газа для Беларуси нет» — стороны лишь подтвердили договоренности, которые были достигнуты ранее.

В комментарии для Naviny.by собеседница согласилась с тем, что в нынешней ситуации, когда на европейском рынке цена доходит до 700 долларов за тысячу кубов, «стоимость для Беларуси в 128,5 доллара выглядит как хорошая». 

Юшков: не стоит путать понятия

Между тем Лукашенко никогда не скрывал, что хочет иметь цену на газ такую же, как российские регионы, которые граничат с Беларусью. Например, в Смоленской области оптовые цены для населения составляют 55 долларов за тысячу кубометров, для других потребителей — 67 долларов. По мнению Лукашенко, смысл интеграции именно в том, чтобы иметь «равные права для субъектов хозяйствования наших стран».

Но Москва поставлять газ по своим внутренним ценам не соглашается, объясняя это тем, что такие тарифы устанавливаются путем субсидирования из бюджета ряда областей.

Поэтому ожидать, что Минск получит газ по цене, близкой к той, по которой его получают граничащие с Беларусью российские регионы, было бы неверно, считают эксперты.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ, РФ) Игорь Юшков в комментарии для Naviny.by подчеркнул, что не стоит путать понятия «внутрироссийские цены» и «создание единого газового рынка».

По его мнению, сравнивать экспортные цены с тарифами внутри РФ, которые регулируются государством исходя из внутренней экономической обстановки, некорректно.

«Как может Россия устанавливать тарифы на территории Беларуси, это же юрисдикция белорусской стороны?» — задается вопросом эксперт. Впрочем, и Беларусь не может диктовать «Газпрому» цены, то есть устанавливать тарифы, по которым компания обязана продавать газ на территории Беларуси.

В случае же создания единого рынка у Беларуси могут расшириться возможности закупки топлива у других компаний, помимо «Газпрома», ведь Минск будет в том же правовом поле, что и другие регионы России.

Эксперт пояснил, что согласно федеральному закону об экспорте газа поставкой за рубеж трубопроводного газа может заниматься только собственник газотранспортной системы России — «Газпром». «Другие производители газа в Беларусь поставлять сегодня свою продукцию не могут», — отметил Юшков.

Но в Российской Федерации есть еще как минимум два крупных производителя газа — ОАО «Новатэк» и ОАО «Нефтяная компания “Роснефть”», и если создается единый рынок газа, то вполне логично допустить в Беларусь и этих производителей.

Значит ли это, что на Беларусь распространится цена как для Смоленской области? По мнению Юшкова, не значит, «потому что в Смоленской области тарифы устанавливает государство, и они зачастую экономически необоснованные, могут быть заниженными, чтобы сдерживать рост цен на электроэнергию, бытовой газ и так далее».

В некоторые области «Газпром» вынужден продавать газ по фиксированным ценам ниже ста долларов, но государство субсидирует эти поставки. 

Борнукова: будет лишь яснее механика образования цены

Для независимых производителей продавать газ в Смоленск невыгодно, продолжает аналитик, и дальше Московской области никто из них, как правило, топливо не поставляет.

«Дело в том, что когда эти компании добывают газ в Ямало-Ненецком автономном округе, они платят за прокачку газа “Газпрому”. И чем дальше они качают, тем больше платят и, соответственно, тем менее рентабельной становится продажа газа, поэтому они стараются поставлять газ на крупные промышленные объекты поближе к регионам добычи — это самые лучшие покупатели», — пояснил Юшков.

Впрочем, российские независимые производители могут заявить, что для них нерентабельно поставлять в Беларусь газ и по 130-150 долларов за тысячу кубов, потому что при такой цене они все равно останутся в минусе.

«По сути, может получиться ситуация, что экспорт газа в Беларусь будет либерализован, но поставщики с дешевым газом — ниже ста долларов за тысячу кубометров — могут и не прийти», — предполагает Юшков. По его мнению, «надо быть очень осторожными в ожиданиях».

Эксперт сомневается, что цена газа для Беларуси упадет кардинально — ниже 100 долларов.

«Вероятно, будет дана возможность конкурировать разным компаниям — пусть они сами устанавливают цену», — отметил собеседник. Но захочет ли Минск такого сценария, при котором независимые компании будут напрямую поставлять газ крупным белорусским поставщикам?

Сейчас «Газпром» продает голубое топливо посреднику — «Белтопгазу» — по 128,5 доллара, а тот перепродает его конечным потребителям уже с наценкой — от 215 до 270 долларов за тысячу кубометров, неплохо зарабатывая на этом.

Кроме того, по словам российского эксперта, «сейчас ни у “Роснефти”, ни у “Новатэка” лишних свободных объемов газа нет».

«Всё, что можно, они продают на внутреннем рынке в основном по долгосрочным контрактам, перекинуть в Беларусь какие-то крупные объемы не могут. Поэтому я бы все-таки про внутрироссийские цены для Беларуси пока не говорил, это, мне кажется, вряд ли произойдет. Скорее, у российских компаний изменятся правила доступа на белорусский рынок», — резюмировал эксперт.

С ним согласна и Борнукова. По ее мнению, «введение единого рынка газа, который анонсировали на декабрь следующего года, вовсе не гарантирует, что в Беларуси будет такая же цена, как и в областях России». Эксперт подчеркивает: «Единый рынок не исключает, что кого-то будут субсидировать, а кого-то нет».

«На пресс-конференции Путина и Лукашенко журналисты задавали вопрос “Означает ли единый рынок единую цену?” Однако конкретного ответа не последовало. Поэтому вряд ли мы можем ожидать каких-то серьезных уступок в этом направлении, скорее, нам просто не придется каждый год договариваться по цене, а будет четко понятна механика образования этой цены», — предположила Борнукова.

Автор: Наталья Короткая

Источник: Naviny.by, 11.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики