Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Цена на газ: Европа Путина винит, но мировых спекулянтов трогать опасается

Цена на газ: Европа Путина винит, но мировых спекулянтов трогать опасается

Правила игры на рынке поменялись, кто выиграл от этого?

Президент России напомнил о выгоде заключения долгосрочных контрактов на поставку газа с Россией. «Те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, смогут только руки потирать и ликовать, иначе пришлось платить бы по 650, а „Газпром“ в ту же Германию продаёт по 220». Слушая его слова россиянам не понятно, радоваться или ругаться. Потому что при всех колебаниях цены на газ у нас-то она только растет.

К счастью у нас нет столько газовых спекулянтов. В ходе недавних торгов цена на газ в Европе на одном их хабов взлетела на $ 700 за тысячу кубометров. Говорят, в росте цены на газ в Европе фундаментальным фактором являются цены на него в Азии, а также в других местах. Недавно международное рейтинговое агентство Fitch Ratings повысило оценку стоимости газа в ближайшие два года. Всем миром вздохнули с облегчением.

Руководитель института национальной энергетики Сергей Правосудов напомнил, что мы начали поставлять газ в Европу еще в 60-е году минувшего века: 

— Тогда были два монополиста, в Германии — Рургаз, в СССР — Министерство газовой промышленности. Было непонятно, на основе чего определять цену на газ. Потом решили, что есть же альтернативное топливо, мазут. На электростанциях всегда имеется запас мазута, чтобы в случае перебоя с поставками газа, можно было переключиться на него. У мазута уже тогда рынок был конкурентный.

Но постепенно ситуация стала меняться. Произошла либерализация европейского рынка. Появился сжиженный природный газ, который тоже можно купить где угодно. Решили, что нужно уходить от этой ценовой привязки, а переходить на биржевые цены, чтобы началась борьба за европейский рынок, весь мир устремился попасть туда, а европейцы получили самые низкие цены.

Но все это привело к тому, что Европа стала конкурировать с Азией. Ведь основные потребители газа Япония, Китай, Корея. А сжиженный природный газ (СПГ) традиционно стоит дороже, чем трубопроводный. Цены на трубопроводный газ стали подтягиваться к сжиженному.

По поставкам в Европу у «Газпрома» сейчас где-то около 50% привязано к биржевым ценам. Европейцы получили высокие цены. Мало газа в их хранилищах, а в Азии и Южной Америке вырос спрос. Поставщики остались прежние, гигантских ростов добычи не произошло, газа поставляют, сколько могут. К тому же из-за холодных зим в России, «Газпрому» главное было заполнить собственные хранилища.

Европа хотела, чтобы цены на вожделенный газ стали ниже, а для этого предлагала России поставлять больше газа через территорию Украины. По контракту полагается 40 миллиардов кубов в год, но для снижения цены нужно было прогонять больше. Однако через Украину и так самый дорогой маршрут: длинный и самый по высокому тарифу.

Плюс к этому тарифу украинцы накручивают, когда через их газопроводную систему прокачивается российский газ сверх контрактных обязательств. «Газпрому» нужно было «разбиться в лепешку», добыть больше газа, бросить его по самому дорогому маршруту, заплатить за транспортировку больше денег и все это ради того… чтобы снизить цены в Европе на тот продукт, который они сами хотят продать!

С точки зрения бизнеса нужно быть сумасшедшим — очень постараться, чтобы на твой товар снизилась цена.

Высокие цены образовываются тогда, когда газа на рынке не хватает. Ведь у трубы один объем — что зимой, что летом. В сильные морозы газа реально не хватает. Тогда резко растут цены, кто-то переходит на уголь, кто-то на дрова, тот, у кого денег нет — умирает от холода. Так эта проблема решается.

Летом большой проблемы нет. Только то, что закачено в хранилища меньше чем нужно. А вдруг зима будет теплой? Такое уже бывало, что газа из хранилищ зимой выбиралось очень мало. Тогда цены на газ сильно падали следующим летом. Поэтому люди, которым надо принимать решения по покупке газа, ужасаясь, думают: «А вдруг цены на газ к зиме снизятся? Тогда мы потеряем деньги!»

По моим ощущениям цены на газ взлетели еще из-за того, что во всем мире выпущено огромное количество денег. Из-за этого подскочили цены на акции. Сейчас эти деньги пришли на сырьевые рынки, не только на рынки энергоносителей, а также на уголь, на металл. Потребители не могут платить по таким безумным ценам. Поэтому одна надежда на «Северный поток -2»…

Заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач сообщил, что цена российского газа в первом полугодии по официальной отчетности Газпрома составляет 220 долларов за тысячу кубометров:

— Есть еще спотовая сиюминутная цена в какой-то момент времени, на каком-то газовом хабе, сейчас она $ 700. А $ 220 — цена по долгосрочным контрактам. Естественная она тоже растет, но волатильность в этом случае гораздо более плавная, если это вообще можно назвать волатильностью. Изменение цен обусловлено тем, что они привязаны и к спотовым индексам, и к нефтяным котировкам в различных пропорциях.

Когда на споте цена резко падает, то в цене закупаемого у «Газпрома» газа нет такого обвального падения, а когда растет — не наблюдается взрывного роста. Это то, о чем мы в России всегда говорили, убеждая европейских партнеров в том, что это правильный подход при формировании взаимного интереса в поставках газа. Были горячие головы, которые говорили, что «рынок все решит», «рынок лучше знает». В результате в Европе теперь образовался определенный дефицит газа, а цены таковы как есть.

«СП»: — Не случиться ли такого, что цена на газ поднимутся до 1000 долларов за 1000 кубов, а России в лице «Газпрома» будут по-прежнему платить долларов двести?

— Почему нет? Но это может быть цена спекулятивная, которую запрашивают трейдеры в период кризиса. В прошлом году на рынке сжиженного природного газа в азиатском регионе, когда образовался дефицит, цены на отдельные партии достигали и двух и более тысяч долларов за 1000 кубометров. Но средняя цена такой не стала — это как раз та самая «невидимая рука рынка».

Цены на газ по долгосрочным контрактам растут. В этом году они в среднем будут существенно выше чем, например, в прошлом и даже в первом полугодии этого года.

«СП»: — Как долго будет продолжаться рост цен на газ?

— Туда закладывается тот рост цены на нефть, который произошел в последние месяцы, и та ситуация на спотовом рынке Европы — тоже найдет отражение в долгосрочных контрактах.

Сейчас рынок не только в Европе, но, видимо, и в мире в дефиците. Для этого есть фундаментальные причины. Это и рост спроса на газ в других регионах, отток СПГ с европейского рынка в Латинскую Америку, в азиатские регионы плюс погодные условия в Европе и мире, которые обуславливают меньшую выработку электроэнергии из возобновляемых источников. Климатическая политика, которая устанавливает квоты на углеводороды — много факторов которые влияют на процессы, что, в частности, привело к низким запасам газа в Европе и рынок оценивает это как угрозу. Такие цены для рынка не характерны. В третьем квартале как правило самое спокойное время.

Сейчас мы видим другое. Это говорить о том, что зимой цены могут быть еще выше. Есть фактор европейских регуляторов, который они сами создали — неопределенность вокруг ввода «Северного потока-2». Это инфраструктура, которая может обеспечить стабильность поставок — находится под некоторым вопросом. Трейдеры не понимают: когда заработает, в каком объеме? Эта неопределенность тоже лежит в этом ценовом ралли…

Автор: Юрий Енцов

Источник: Свободная пресса, 12.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики