Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда можно ожидать запуска "Северного потока-2"

Когда можно ожидать запуска "Северного потока-2"

Запуск "Северного потока-2" может затянуться на многие месяцы, а видимый экономический эффект от начала его работы для России и Европы проявится не моментально. Окончание строительства газопровода 10 сентября - важный, но не завершающий этап в истории проекта.

В России от запуска "Северного потока-2" ждут увеличения доходов бюджета от экспорта газа. В Европе надеются, что трубопровод снизит бьющие рекорды цены на газ (они выросли с начала года в несколько раз и достигли уже 760 долларов за тысячу кубометров) и электричество. И то и другое вполне возможно, но в среднесрочной перспективе. Для начала прокачки газа проекту предстоит преодолеть несколько преград. Сейчас ход за Европой, она может ускорить процесс, но на континенте достаточно сил, которые будут против такого сценария.

"Северному потоку-2" надо пройти сертификацию. На это по законам Евросоюза может уйти до четырех месяцев с момента подачи заявки. По данным Федерального сетевого агентства Германии, полный пакет документов от компании - оператора газопровода Nord Stream 2 AG на сертификацию поступил 13 сентября, решение будет вынесено до 8 января 2022 года.

От двух до четырех месяцев может понадобиться на оценку проекта Еврокомиссией, и еще два месяца после этого может уйти на принятие окончательного решения Федеральным сетевым агентством Германии. В результате максимальный срок рассмотрения заявки - 10 месяцев.

Ситуация на газовом рынке подталкивает немецкие власти к принятию более оперативных решений, считает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. По его мнению, чисто технически необходимые решения о вводе в эксплуатацию можно принять очень быстро, но действия регуляторов предсказать очень сложно, тем более что политики создали им "сложносочиненную" правовую среду. В них нет четко прописанных и отлаженных правил для этого случая. Эксперт уточнил, что большое влияние на процесс могут оказать выборы в Германии в конце сентября этого года: если "зеленые" получат ключевые посты в правительстве ФРГ, вроде министра экономики, это может создать дополнительные бюрократические препоны для проекта.

Есть еще и технологическая часть запуска. Пусконаладочные мероприятия обычно занимают три-четыре месяца. Это означает, что технически первая нитка, которую достроили в июне, может быть готова к эксплуатации уже в самое ближайшее время. А вторая - к концу этого года. Проблема лишь в том, что сертификацию газопровод должен проходить полностью, а не по частям.

Но вернемся от бюрократии к экономике. Пополнение бюджета России от экспортной пошлины на газ не зависит от маршрута поставок. Транзит через Украину не выгоден именно "Газпрому" как продавцу газа, а не федеральному бюджету. С другой стороны, компания выплачивает дивиденды, в том числе своему основному акционеру - государству, поэтому перенаправление поставок может отразиться на их величине. Но пока действует контракт на прокачку газа через Украину (до 2025 года), рост доходов будет зависеть исключительно от спроса на газ в Европе.

По мнению Гривача, спрос будет расти в ближайшее десятилетие. И значительную часть прироста сможет обеспечить Россия, в том числе через "Северный поток-2". Эксперт также подчеркнул, что в отличие от Европы на российскую экономику газопровод уже оказал значительный мультипликативный эффект. В Усть-Луге строится новый крупнейший в Европе газоперерабатывающий завод, химический комплекс и мощности по производству и отгрузке сжиженного природного газа (СПГ) суммарной стоимостью 3 трлн рублей. Под "Северный поток-2" вкладываются средства в развитие газодобычи на Ямале, построены новые газопроводы к Усть-Луге и компрессорные станции в основном с российским оборудованием. Попутно будет развиваться газификация в этом регионе. Это прямые и косвенные вложения в российскую экономику на триллионы рублей, отметил Гривач.

Цены на газ в Европе "Северный поток-2" сможет снизить, но только тогда, когда по нему пойдут достаточные объемы, чтобы снизить дефицит предложения. Пока мощности трубопровода ограничены для "Газпрома" Газовой директивой ЕС наполовину, и вместо 55 млрд кубометров в год компания может его загрузить только на 27,5 млрд кубометров.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 13.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики