Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российские сырьевые потоки разворачивают вспять?

Российские сырьевые потоки разворачивают вспять?

Россия и Китай подписали договор по газу и нефти, который некоторые уже назвают историческим. Россия, как «сырьевой придаток», чуть было не сменила хозяина. Как отмечают эксперты, прошедший визит Медведева в Пекин мог бы окончательно развернуть российские сырьевые потоки вспять и перенаправить их в Поднебесную. Однако, стороны не сошлись в цене. Руководитель Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в интервью Накануне. RU рассказал о том, что хочет получить Россия от Китая в обмен на газ, и почему Европа только недовольно кряхтит в кулак.

Вопрос: Договор с Китаем по газу и нефти уже называют историческим, можете разъяснить, в чем, собственно, грандиозность события?

Константин Симонов: Я думаю, это все слишком эмоциональные оценки. Историческое событие и прочее — преувеличение. Если мы возьмем нефтяную часть договоренности — там ничего нового. Главные соглашения по нефти были подписаны еще полтора года назад, когда мы согласились поставлять в Китай 300 млн тонн за 20 лет. Что касается газового разговора, то по-прежнему без цены он никакого юридического смысла не имеет. Поэтому, по большому счету, я думаю, мы слишком эмоционально заявляем об историчности. Более того, я считаю, что слава Богу, ничего исторического мы в Китае не подписали. Поясню, почему это огромный плюс: экономически бессмысленный разворот наших поставок в сторону Китая является чрезмерно опасным явлением. Китайские предложения, которые делаются российской стороне, имеют в виду именно перенаправление поставок с российского рынка на рынок Китая, причем с серьезными потерями для российского бюджета. Повторюсь, договор с Китаем без цены юридического смысла не имеет, и это прекрасно, потому что идти на уступки Китаю опасно и бессмысленно.

Вопрос: А какие уступки просят китайцы?

Константин Симонов: Китай просит очень дешевые цены на российский газ. По большому счету, Китай предлагает несколько формул. Вариант первый: «затраты плюс» — взять стоимость производства газа, причем на самых дешевых месторождениях, уже готовых в Западной Сибири, и Ковыктинское месторождение на востоке страны, где цена добычи будет самая дешевая в регионе, и прибавить к стоимости производства газа транспортировку, а на орехи России небольшую маржу. Таков первый китайский сценарий сотрудничества с Россией. Отметим, что взять, например, Чаяндинское месторождение в качестве основы для формы учета они уже не хотят (в то же время Россия хотела бы привлечь инвестиции именно на этом участке, поскольку на базе газа Чаяндинского месторождения планируется создание газоперерабатывающих мощностей, а также мощностей по производству СПГ в Приморском крае, — прим. Накануне. RU). По второму сценарию Китай предлагает своеобразный вариант гронингенской системы, где будет идти привязка стоимости газа к углю (согласно гронингенской концепции, долгосрочные контракты заключаются в привязке стоимости газа к нефти, — прим. Накануне. RU). Но это же смешно, потому что в Китае нет никакого рынка, и Китай может сам устанавливать цену на этот уголь, а нефть в Европе — это все-таки биржевой товар. По сути, Китай может сам манипулировать ценами на уголь, не говоря уже, что экологические свойства угля отличаются от газа не в пользу последнего. Поэтому Газпром отстаивает принцип равнодоходности поставок. Поставки в Китай должны приносить такие же деньги, что и в Европу.

Вопрос: В Европе русско-китайские договоренности восприняли даже эмоциональнее, чем у нас. Реальна ли возможность перенаправления российских сырьевых потоков на Китай?

Константин Симонов: Смотрите сами, раньше Россия говорила о поставках 68 млрд кубов газа по проектам «Восток» и «Запад», сейчас о проекте «Восток» все забыли, и речь идет только о поставках газа с месторождений Западной Сибири, которые уже являются ресурсной базой для поставок в Европу. Конечно, мы хотим показать европейцам, что у России есть альтернатива. Тем паче, что в Европе благодаря крайне недальновидным экспертам блуждает странное мнение, что российский газ ей вовсе не нужен. Европейцы хорохорятся и говорят, что у них есть Катарский СПГ, есть Туркмения, есть Азербайджан, но в реальности, физически, обеспечение газом оттуда для европейцев обременительно, потому что у них есть одно огромное слабое звено — это то, что собственная добыча Европы падает очень сильно, и поэтому Старый Свет будет неизбежно увеличивать импорт газа. И в этой ситуации Европа говорит России: «Ой, да вы нам не нужны!». Но газа-то реально нет. Хороший пример — Польша. Польское руководство также твердило: «Нам не нужен российский газ, у нас есть свои сланцы, мы построим свой СПГ терминал!»… 20 октября приходит время перезаключать долгосрочные контракты, и руководство польской газовой компании вынуждено предупредить потребителей, что если не будет перезаключен контракт с Россией, она вынуждена будет ограничить потребление газа. Вот вам и «справимся без России». Удивительно, что Европа сама двумя руками толкает нас в объятия Китая.

Вопрос: Европейцами движут политические мотивы, или же это экономика?

Константин Симонов: Да, мотивы именно политические, потому что они думают, что Россия ведет себя крайне дерзко. Ну, а потом, Россия окажется под китайским катком, а Европа без газа. Это начало серьезной драмы.

Вопрос: А что насчет Китая, он же тоже не стремится делать ставку только на Россию?

Константин Симонов: Китай не делает ставку только на Россию. Но давайте посмотрим перспективы. В 2020-м году по прогнозам Китая, он будет потреблять 300 млрд кубов газа, это на 210 млрд кубов газа больше, чем сейчас. Если проанализировать контракты, которые Китай подписал, то видно, что у него возникнет дефицит порядка 100 млрд кубов. Где их взять? В Китае совершается газовая революция, еще два года назад Китай самостоятельно обеспечивал себя газом. Китай, конечно, этот газ ищет, но полностью он его не нашел.

Вопрос: Но альтернативы у него есть?

Константин Симонов: Он пытается показать России, что она ему тоже не нужна, что у него есть Австралия, Катар, Бирма, Туркмения, Узбекистан. Альтернативы действительно есть, но для пухнущего китайского дракона этого газа недостаточно.

Вопрос: Может быть действительно стоит переориентироваться?

Константин Симонов: С политической точки зрения уступки Китаю невыгодны всем. Только Китаю это выгодно.

Источник: Накануне.ru, 05.10.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики