Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Азербайджан и Турция дополнительно заработают на рекордных ценах на газ в Европе

Азербайджан и Турция дополнительно заработают на рекордных ценах на газ в Европе

Азербайджан и Турция до сих пор не продлили первый контракт на поставку газа. Обеим сторонам оказалось выгодно в этом году взять паузу и заработать на дополнительных поставках азербайджанского топлива в Европу.

По данным платформы операторов ГТС Европы ENTSOG, к 15 сентября по «Южному газовому коридору» из Азербайджана в Европу подали 5,46 млрд кубометров газа.

Данные ENTSOG подтвердил и оператор Трансадриатического газопровода (TAP), который является частью «Южного газового коридора». «TAP подтверждает, что 5 млрд кубометров газа из Азербайджана достигли Европы через соединение „Кипой“ на турецко-греческой границе, где Трансадриатический газопровод соединяется с Трансанатолийским газопроводом (TANAP)», — говорится в сообщении компании.

Заявленные объемы в 5 млрд кубометров составляют все 100% газа, которые планировали подать по «Южному газовому коридору» в Европу в этом году. При текущей суточной поставке в 21 млн кубометров проект может рассчитывать на то, что до конца года в страны ЕС дополнительно подадут еще 2,7 млрд кубометров.

Вполне очевидно, что в Европу подали объемы, которые раньше Азербайджан продавал в Турцию. С 17 апреля турецкая госкомпания Botas не продлила с оператором проекта «Шах-Дениз 1» BP-Azerbaijan долгосрочный контракт на ежегодную поставку 6,6 млрд кубометров газа и поставки топлива по газопроводу Баку — Тбилиси — Эрзурум остановили.

То, что часть объемов перебросили на «Южный газовой коридор» в Европу, видно по данным ENTSOG. Если до 17 апреля транзит составлял на границе Турции и Греции около 15 млн кубометров, то потом он превышал в среднем 25 млн кубометров.

«В Socar официально сообщили, что пока переговоры (по продлению первого контракта) продолжаются. Поставки газа (в Турцию) осуществляются только по контракту «Шах-Дениз 2», — рассказал EADaily глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан.

Дополнительные поставки газа из Азербайджана выгодны как европейским потребителям, так и всем участникам проекта по добыче и транспортировке топлива. С одной стороны, основной получатель газа, Италия, смогла компенсировать ими снижение импорта СПГ и уровень заполнения газовых хранилищ страны за месяц до отопительного сезона составляет почти 84%. С другой, турецкие компании выигрывают на рекордных ценах на газ в Европе не менее, чем азербайджанские.

Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан рассказывал, что поставщики согласились продавать газ из «Южного газового коридора» в Европу с небольшой скидкой — за выход на рынок: «Цену на газ договорились определять по формуле «средняя квартальная цена всего импортированного газа минус один пункт».

Для участников проекта увеличение поставок в Грецию и Италию влечет за собой не только более высокую маржу на продаже газа, но и дополнительные сборы за транзит. Так, в добывающем проекте «Шах-Дениз» азербайджанская Socar имеет 10%, а турецкая TPAO — 9%. В то же время в Трансанатолийском газопроводе (TANAP) через Турцию Socar и его местному подразделению принадлежат 58%, а турецкой госкомпании Botas — 30%. Еще Socar контролирует долю в 20% в Трансадриатическом газопроводе (TAP).

Впрочем, еще выгодней продавать сейчас азербайджанский газ в Европу британской BP. Она является оператором проекта «Шах-Дениз» (25%) и одновременно выступает акционером TANAP (12%) и TAP (20%).

Замдиректора ФНЭБ Алексей Гривач отчасти согласен с тем, что Турции выгодно, чтобы газ по первому контракту шел в Европу. «Только ей самой не хватает газа и ближе к зиме они будут вынуждены наращивать импорт для себя», — замечает эксперт.

Источник: EADaily, 16.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики