Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Baltic Pipe и «Северный поток – 2» перераспределят поставки газа в Европу

Baltic Pipe и «Северный поток – 2» перераспределят поставки газа в Европу

Польше будет сложно отказаться от российского газа, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» заместитель руководителя Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Польша продолжает бороться с российским газом

Уполномоченный Правительства Польши по вопросам стратегической энергетической инфраструктуры Петр Наимский заявил, что Варшава начнет поставки газа по газопроводу Baltic Pipe с 1 октября 2022 года и откажется от долгосрочного контракта с «Газпромом».

Сегодня Польша покупает в РФ примерно 10 млрд кубов газа, которые должен заменить Baltic Pipe. Мощность газопровода эквивалентна польским закупкам у «Газпрома», но то, что хорошо в теории, на практике не всегда эффективно.

Отказ от долгосрочного контракта с «Газпромом» не означает, что Польша перестанет закупать газ у РФ, но сделает поляков зависимыми от цен на спотовом рынке, где происходит настоящий шторм: вчера котировки дошли до отметки в 970 долларов за тысячу кубов.

Вторым моментом является то, что поставки российского газа в Польшу не снизятся. Baltic Pipe должен принести полякам норвежский газ, а добыча сырья в данной стране не увеличивается. На рынке должен произойти взаимозачет, когда газ с «Северного потока – 2» заменит сырье из Норвегии в ФРГ и Западной Европе. Ситуация не окажет большого влияния на расклад сил в Европе. 

 

Наимский назвал газификацию Польши важным процессом, направленным на ограничение зависимости польской экономики от угля. Доля газовой генерации к 2030 году должна возрасти на 50%, но для осуществления данных планов нужны поставки сырья на польский рынок.

В 2019 году президент польской государственной нефтегазовой компании PGNiG Петр Возняк заявил, что газовая стратегия Польши заключается в диверсификации поставок природного газа за счет норвежского континентального шельфа и импорта СПГ.

Еще поляки рассчитывают на внутреннее производство газа, но здесь много вопросов: сланцевый проект в Польше провалился, а значимых месторождений в стране нет. Зато в 2018 году PGNiG подписала соглашение на 20 лет с США на импорт СПГ и заявила, что за этот срок потратит 200 млн евро на закупку американского СПГ. После этого поляки заявили, что не будут продлевать соглашение с «Газпромом».

Возняк тогда отметил, что контракт с США позволит PGNiG через терминал в Свиноустье закупать газ на 20-30% дешевле, чем у «Газпрома», но сегодня это заявление польской стороны выглядит комично как с точки зрения цен, так и объема поставок газа из США. 

 

СПГ сегодня ушел с европейского рынка в Азию, а в 2020 году РФ поставила в Европу больше сжиженного газа, чем американцы. Компании из США предпочитают продавать сырье в Азию, а это означает, что Польше нужно выиграть конкуренцию у Китая, Японии и Южной Кореи.

В 2018 году Польша потребляла 19,9 млрд кубов газа в год, а в 2020 году этот показатель вырос до 21,6 млрд кубов газа в год. Наимский анонсировал рост потребления на 50%, а это примерно 6 млрд кубов газа в год, которые еще необходимо где-то взять.

Российский газ останется в Польше

«Поляки давно заявляют об отказе от российского газа за счет газопровода Baltic Pipe, но с точки зрения поставок сырья на европейский рынок должен произойти взаимозачет. Новая ресурсная база в Норвегии не появится, а норвежцы борются за поддержание добычи природного газа и сохранение объемов экспорта, которые у них сегодня есть», – констатирует Гривач.

Для того чтобы заполнить Baltic Pipe, норвежцам придется снимать объемы поставок газа на рынок Западной Европы. ФРГ здесь является самым крупным направлением, поскольку скоро будет запущен «Северный поток – 2» и возникнут возможности для такой замены. 

 

«С точки зрения баланса газовые объемы Baltic Pipe будут замещены "Северным потоком – 2"», – резюмирует Гривач.

Запуск Baltic Pipe позволит польским властям заявить о громком успехе, хотя в реальности мало что изменится. Терминал был запущен в 2015 году, через год ему было присвоено имя погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского, но это не принесло полякам процветания. Проект диверсифицирует польский газовый рынок, но с экономической точки зрения импорт СПГ спорен.

Польша является дотационной, небогатой страной, чей бизнес не горит желанием переплачивать за сырье ради политики и идеологии.

«Варшаве предстоит энергопереход, факт которого уже признают польские чиновники, предполагающий значительный рост потребления газа. Дело может оказаться так, что это нельзя будет сделать без российского газа. Закупки энергоресурса на спотовом рынке имеют ценовые риски, с которыми столкнулась сегодня вся европейская экономика», – заключает Гривач

 

Польша является страной ЕС с самой высокой долей угольной энергетики. Суммарные объемы потребления угля в Германии больше, но по значению «черного хлебушка» для экономики и энергетики поляки являются общеевропейским лидером.

В Польше приняли атомную программу и привлекли Westinghouse, но она стоит огромных денег, которых у Варшавы нет, и потребует не менее десяти лет для реализации, т. е. данное направление не сможет решить польские проблемы с энергопереходом.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики