Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Белорусский президент Александр Лукашенко продолжает демонстративные попытки поднять ставки в игре с Россией, демонстрируя Москве наличие у себя все новых энергетических и политических «друзей», способных снизить зависимость Белоруссии от бывшей «метрополии». Вслед за недавним интервью российским журналистам, на котором белорусский лидер, в частности, заявил о готовности «вагонами нефть возить, но не вставать на колени», Лукашенко совершил визит в Турцию. По попавшей в СМИ информации, речь на переговорах шла о возможности поставок в Белоруссию иранской нефти с использованием возможностей турецкого порта Джейхан. При этом Иран белорусский лидер собирается посетить также в самое ближайшее время.

Объективно все попытки Минска деверсифицировать углеводородный импорт имеют мало шансов на реализацию по причинам как географическим и технологическим, так и в связи с-де-факто весьма слабой экономикой «Союзной республики». Любые поставки нефти по схеме «танкер + железная дорога» проигрывают по логистике российскому трубопроводному маршруту, а долгое время переплачивать за товар Минск не может себе позволить. Даже если успешно «дотянуть» до предстоящих в декабре выборов президента Белоруссии, то все равно оказывается совершенно непонятным, как же жить дальше в условиях серьезного сокращения российских субсидий по нефти и газу.

Один из способов — это хорошо знакомая белорусскому руководству апелляция к политической ценности Минска для Москвы. Грубо говоря, это угроза «уйти к иным друзьям» уже не только по энергетическим вопросам, но и сделать некий «стратегический выбор в сторону от РФ». Однако это тоже далеко не просто — ведь репутация Лукашенко на Западе давно известна и вполне определенна. Полностью принять его за «своего» европейцы не готовы даже в случае декларативно-демонстративного провозглашения Минском прозападного курса (с которым, отметим, не слишком сочетаются реалии политической и экономической жизни в Белоруссии).

Все эти доводы не означают, что в нынешнем конфликте с Минском у российского руководства есть однозначное преимущество. Напротив, возможности критики Лукашенко серьезно ограничены. Одно дело — «нападки» в настоящее время, хотя и они не столь просты и исполнении. Ведь легко нарваться на инерцию массового сознания российских граждан, долгое время получавших по основным каналам массовой коммуникации информацию о «сверхважности» Лукашенко для России как военного и политического союзника перед лицом НАТО и «оранжистов». Подобная точка зрения, кстати, до сих в большом количестве присутствует в комментариях различных экспертов и журналистов (считающих себя частью «патриотического дискурса») в российских СМИ. Даже несмотря на четко высказанную позицию президента Дмитрий Медведева по этому вопросу.

Еще более сложно будет решиться на жесткую телекритику Лукашенко в период выборов, когда российским госСМИ придется так или иначе определятся в отношении проевропейской либеральной оппозиции режиму Лукашенко, которая наверняка выйдет на улицы. Поддержка этих политиков (традиционно обвинявшихся во все том же пресловутом «оранжизме») со стороны России — отнюдь не гарантированный сценарий.

Белорусский же президент отлично понимает данную коллизию, из которой придется искать выход российскому руководству. Что и дает Лукашенко шансы надеется на успех и расширяет ему пространство для политического торга с Москвой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Санкции в отношении российского нефтегаза: давление продолжается
Арктика – советская гигантомания или прорывной проект?
Арктика на глазах обретает черты даже не просто крупного проекта, а чуть ли не национальной идеи. Страна стремительно возвращается к освоению Арктики советского масштаба. Впору говорить о настоящей «арктической мании». Она очень логично вписывается в экономическую политику правительства, все более явно делающего ставку на большие промышленные проекты. Поэтому Арктика становится едва ли не основным в списке промышленных приоритетов исполнительной власти. И реализовывать его предлагается по принципу «за ценой не постоим».
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики