Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Белорусский президент Александр Лукашенко продолжает демонстративные попытки поднять ставки в игре с Россией, демонстрируя Москве наличие у себя все новых энергетических и политических «друзей», способных снизить зависимость Белоруссии от бывшей «метрополии». Вслед за недавним интервью российским журналистам, на котором белорусский лидер, в частности, заявил о готовности «вагонами нефть возить, но не вставать на колени», Лукашенко совершил визит в Турцию. По попавшей в СМИ информации, речь на переговорах шла о возможности поставок в Белоруссию иранской нефти с использованием возможностей турецкого порта Джейхан. При этом Иран белорусский лидер собирается посетить также в самое ближайшее время.

Объективно все попытки Минска деверсифицировать углеводородный импорт имеют мало шансов на реализацию по причинам как географическим и технологическим, так и в связи с-де-факто весьма слабой экономикой «Союзной республики». Любые поставки нефти по схеме «танкер + железная дорога» проигрывают по логистике российскому трубопроводному маршруту, а долгое время переплачивать за товар Минск не может себе позволить. Даже если успешно «дотянуть» до предстоящих в декабре выборов президента Белоруссии, то все равно оказывается совершенно непонятным, как же жить дальше в условиях серьезного сокращения российских субсидий по нефти и газу.

Один из способов — это хорошо знакомая белорусскому руководству апелляция к политической ценности Минска для Москвы. Грубо говоря, это угроза «уйти к иным друзьям» уже не только по энергетическим вопросам, но и сделать некий «стратегический выбор в сторону от РФ». Однако это тоже далеко не просто — ведь репутация Лукашенко на Западе давно известна и вполне определенна. Полностью принять его за «своего» европейцы не готовы даже в случае декларативно-демонстративного провозглашения Минском прозападного курса (с которым, отметим, не слишком сочетаются реалии политической и экономической жизни в Белоруссии).

Все эти доводы не означают, что в нынешнем конфликте с Минском у российского руководства есть однозначное преимущество. Напротив, возможности критики Лукашенко серьезно ограничены. Одно дело — «нападки» в настоящее время, хотя и они не столь просты и исполнении. Ведь легко нарваться на инерцию массового сознания российских граждан, долгое время получавших по основным каналам массовой коммуникации информацию о «сверхважности» Лукашенко для России как военного и политического союзника перед лицом НАТО и «оранжистов». Подобная точка зрения, кстати, до сих в большом количестве присутствует в комментариях различных экспертов и журналистов (считающих себя частью «патриотического дискурса») в российских СМИ. Даже несмотря на четко высказанную позицию президента Дмитрий Медведева по этому вопросу.

Еще более сложно будет решиться на жесткую телекритику Лукашенко в период выборов, когда российским госСМИ придется так или иначе определятся в отношении проевропейской либеральной оппозиции режиму Лукашенко, которая наверняка выйдет на улицы. Поддержка этих политиков (традиционно обвинявшихся во все том же пресловутом «оранжизме») со стороны России — отнюдь не гарантированный сценарий.

Белорусский же президент отлично понимает данную коллизию, из которой придется искать выход российскому руководству. Что и дает Лукашенко шансы надеется на успех и расширяет ему пространство для политического торга с Москвой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.
Европейский рынок газа – жизнь в эпоху Третьего энергопакета

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики