Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Нарастание напряженности по линии Москва-Минск

Белорусский президент Александр Лукашенко продолжает демонстративные попытки поднять ставки в игре с Россией, демонстрируя Москве наличие у себя все новых энергетических и политических «друзей», способных снизить зависимость Белоруссии от бывшей «метрополии». Вслед за недавним интервью российским журналистам, на котором белорусский лидер, в частности, заявил о готовности «вагонами нефть возить, но не вставать на колени», Лукашенко совершил визит в Турцию. По попавшей в СМИ информации, речь на переговорах шла о возможности поставок в Белоруссию иранской нефти с использованием возможностей турецкого порта Джейхан. При этом Иран белорусский лидер собирается посетить также в самое ближайшее время.

Объективно все попытки Минска деверсифицировать углеводородный импорт имеют мало шансов на реализацию по причинам как географическим и технологическим, так и в связи с-де-факто весьма слабой экономикой «Союзной республики». Любые поставки нефти по схеме «танкер + железная дорога» проигрывают по логистике российскому трубопроводному маршруту, а долгое время переплачивать за товар Минск не может себе позволить. Даже если успешно «дотянуть» до предстоящих в декабре выборов президента Белоруссии, то все равно оказывается совершенно непонятным, как же жить дальше в условиях серьезного сокращения российских субсидий по нефти и газу.

Один из способов — это хорошо знакомая белорусскому руководству апелляция к политической ценности Минска для Москвы. Грубо говоря, это угроза «уйти к иным друзьям» уже не только по энергетическим вопросам, но и сделать некий «стратегический выбор в сторону от РФ». Однако это тоже далеко не просто — ведь репутация Лукашенко на Западе давно известна и вполне определенна. Полностью принять его за «своего» европейцы не готовы даже в случае декларативно-демонстративного провозглашения Минском прозападного курса (с которым, отметим, не слишком сочетаются реалии политической и экономической жизни в Белоруссии).

Все эти доводы не означают, что в нынешнем конфликте с Минском у российского руководства есть однозначное преимущество. Напротив, возможности критики Лукашенко серьезно ограничены. Одно дело — «нападки» в настоящее время, хотя и они не столь просты и исполнении. Ведь легко нарваться на инерцию массового сознания российских граждан, долгое время получавших по основным каналам массовой коммуникации информацию о «сверхважности» Лукашенко для России как военного и политического союзника перед лицом НАТО и «оранжистов». Подобная точка зрения, кстати, до сих в большом количестве присутствует в комментариях различных экспертов и журналистов (считающих себя частью «патриотического дискурса») в российских СМИ. Даже несмотря на четко высказанную позицию президента Дмитрий Медведева по этому вопросу.

Еще более сложно будет решиться на жесткую телекритику Лукашенко в период выборов, когда российским госСМИ придется так или иначе определятся в отношении проевропейской либеральной оппозиции режиму Лукашенко, которая наверняка выйдет на улицы. Поддержка этих политиков (традиционно обвинявшихся во все том же пресловутом «оранжизме») со стороны России — отнюдь не гарантированный сценарий.

Белорусский же президент отлично понимает данную коллизию, из которой придется искать выход российскому руководству. Что и дает Лукашенко шансы надеется на успех и расширяет ему пространство для политического торга с Москвой.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ
 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики