Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Европе появилась первая жертва газового кризиса

В Европе появилась первая жертва газового кризиса

Зима еще не наступила, а энергетический кризис в Европе выявил первого потерпевшего. В Великобритании остановлено два завода по производству удобрений. Простой при таких ценах на газ – лучшее из двух зол. И это только начало – дальше снежный ком будет нарастать. Это яркий пример того, к чему надо готовиться европейскому континенту этой зимой при сохранении энергетического кризиса.

Крупный производитель удобрений CF Industries Holdings вынужден был закрыть два завода в Великобритании. Компания остановила работу производственных комплексов в Биллингеме и Инсе из-за высоких цен на природный газ. При этом она не дала никаких прогнозов по срокам возобновления производства. Первый удар пришелся по производителям удобрений, потому что они используют природный газ в качестве сырья. При рекордных ценах на газ заводам выгодней оказалось не работать.

Цены на природный газ в Европе и Великобритании выросли в этом году почти в три раза. Приличные скачки газовых цен на бирже то вверх, то вниз лишь отражают панику на рынках. Но даже снижение цены до 700-800 долларов не облегчает ситуацию: фундаментальные факторы дефицита газа в Европе никуда не делись.

В Великобритании энергетический кризис усугубился еще и ЧП. В среду пожар повредил силовой кабель, соединяющий энергосистему Великобритании с ведущим поставщиком электроэнергии страны – Францией. И это еще больше повысило спрос на газ для выработки электроэнергии в Великобритании.

Это показательный пример для других стран Европы – вот к чему может привести рекордный рост цен на газ и электроэнергию этой зимой, когда спрос на энергию вырастет еще сильней, чем он есть сейчас. И это только первоначальные последствия. Дальше ситуация может нарастать как снежный ком. «Закрытие двух заводов по производству удобрений в Великобритании из-за высоких цен на газ показывает, что глобальный кризис поставок может вынудить многие энергоемкие отрасли промышленности свернуть деятельность этой зимой», – говорит Александр Тимофеев, доцент РЭУ им. Плеханова.

«У бизнеса растут издержки, что может негативно отразиться на рентабельности предприятий, а также на рекордной за десятилетие инфляции», – говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «ФИНАМ». 

Первыми логично останавливаются заводы, где газ используется как сырье. Скорее всего, вслед за британскими предприятиями, которые производят нитрат аммония, закроются и другие европейские заводы, а цены на азот продолжат расти из-за дефицита предложения, отмечает аналитик Bloomberg Алексис Максвелл. Удобрения этим летом уже и так подорожали, что сказалось на росте расходов фермеров и далее на продовольственной инфляции.

Великобритания в целом находится в числе тех стран, кто сильнее других в Европе рискует пострадать в отопительный сезон из-за нехватки энергоносителей. Это обратная сторона медали сильного крена островного государства в сторону возобновляемых источников энергии, а также в сторону сжиженного природного газа. Великобритания – второй импортер СПГ в Европе.

Страна также является самой «зеленой» страной в Европе. Мало, кто добился таких успехов по уходу от сжигания «грязного» угля и мазута. Мощность угольной генерации в Великобритании снизилась с 2011 года с 23 до 5 ГВт, остались работать всего две угольные ТЭС. Тогда как газовая генерация составляет 39 ГВт. Лондон направо и налево хвастался своими достижениями – как получает большую часть электроэнергии от ветра и каких успехов добился на пути декарбонизации.

Однако в последние недели в Великобритании и некоторых странах континентальной Европы сложилась на удивление безветренная погода. Потери в энергосети пришлось компенсировать природным газом, что повысило спрос на топливо.

Забота о климате была перечеркнута в один момент. Великобритания прямо сейчас начала активно сжигать самый грязный из ископаемых видов топлива – уголь. Оператор энергосистемы Великобритании обратился к подразделению угольной станции EDF West Burton A и двум угольным установкам на станции Drax Plc, чтобы они снова их включили. Эти блоки уже давно были закрыты. Но их можно включить, потому что полный отказ от угля планировался к 2024 году.

«Закрытие двух предприятий в Британии снова обострит проблему растущей глобальной потребности в новом «энергетическом балансе» и тогда это будет иметь уже и огромный политический резонанс», – считает Тимофеев.

В Евросоюзе еще летом наступил угольный ренессанс. Европейские страны начали все больше вырабатывать энергию из угля в условиях дефицита газа. Даже несмотря на необходимость платить квоты за выбросы СО2 в размере 60 долларов за тонну, угольная генерация при текущих газовых ценах оказалась выгодной. Но главное, что выбора у европейцев особо нет.

«Естественно, при необходимости будут задействованы все резервы, включая уголь и мазут. Но в целом это повод для Европы задуматься о необходимости диверсификации источников энергии в рамках все более жестких стратегий энергоперехода», – говорит Беленькая.

Проблема в том, что даже угольная генерация может не справиться с ростом спроса зимой, ведь многие угольные станции сейчас уже задействованы. Поэтому есть риски, что вслед за остановкой заводов по производству удобрений начнут останавливаться и другие промышленные предприятия. Если сейчас заводы останавливает собственное руководство, потому что себестоимость производства продукции при таких ценах на газ просто зашкаливает, то потом уже в закрытии заводов будет виновато руководство той или иной европейской страны, которая может ввести лимиты на электроэнергию для промышленных предприятий. То есть на заводах начнут отключать свет. Потому что главное, конечно, в таких чрезвычайных условиях сохранить тепло в домах людей. Если и остановка промышленности не поможет, начнутся веерные отключения света у населения. А апофеозом этой ситуации станет нехватка топлива для отопления жилых домов. Есть надежда, что до третьего этапа европейцы ситуацию не доведут.

Риск отключения электроэнергии зимой в Европе не исключают эксперты Goldman Sachs. А отключение электроэнергии, в свою очередь, может привести к еще большему росту цен на энергоносители, усиливая опасения по поводу инфляции и увеличивая расходы предприятий на сырье, считают там. Наиболее неприятными могут стать перебои с подачей тепла и электроэнергии населению зимой, говорит Беленькая.

Остановка промышленности напрямую ударит по восстановлению европейских экономик от пандемии. Даже если предприятиям удастся продолжить работу, то высокие цены на газ и электроэнергию приведут к удорожанию производимой продукции и разгону инфляции.

Не стоит забывать, что цены сейчас растут не только на газ, но также на нефть, на зерно, алюминий и другие товары. Люди уже и так платят больше за продукты питания, а этой зимой их ждут большие расходы еще и на отопление домов. Жители Великобритании в этом плане снова первыми попали под удар. «Проблема Великобритании еще в том, что у них очень либеральный рынок. Для населения страны цены скачут так же, как и на оптовом рынке. То есть счетчики в квартирах сейчас тоже показывают 800 долларов за тысячу кубометров. Государство здесь никак не сглаживает колебания цен для населения, не субсидирует», – рассказывал эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Учитывая серьезные экономические последствия из-за энергетического кризиса, европейские власти, скорее всего, сделают все, чтобы избежать самого страшного сценария, в чем заинтересованы и стратегические поставщики газа, такие как Газпром, говорит Тимофеев. Поэтому есть надежда, что кризис продлится недолго. Самое простое – это не затягивать выдачу сертификата и разрешения на ввод в эксплуатацию газопроводу «Северный поток – 2», чтобы Газпром смог оперативно залить Европу своим газом.

Автор: Ольга Самофалова

Источник: Взгляд, 17.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики