Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сможет ли Польша обойтись без российского газа

Сможет ли Польша обойтись без российского газа

Спотовы цены на газ (по контрактам срочной доставки и оплаты) в Европе опять перевалили за отметку 900 долларов за тысячу кубометров, после решения "Газпрома" не резервировать дополнительные транзитные мощности Украины на октябрь для экспортных поставок на Запад. На этом фоне все более странно звучат повторяющиеся заявления Польши об отказе продлять контракт на поставку российского газа после 2022 года.

Для нас, если Польша прекратит покупать российский газ, это означает снижение экспорта приблизительно на 10 млрд кубометров, или 5% от общего объема. Учитывая повышенный спрос на газ в Европе, компенсировать их не будет таким уж сложным делом.

С другой стороны, у Польши есть свои резоны. Сейчас в Польшу тянется газопровод Baltic Pipe из Дании. Он позволит поставлять на восток до 10 млрд кубометров газа в год с месторождений Северного моря. Протяженность газопровода всего 230 км и здесь он значительно выигрывает перед маршрутами доставки из нашей страны.

Цена поставок по Baltic Pipe будет зависеть от условий контрактов с норвежскими производителями, но, безусловно, в экономике проекта учтено короткое транспортное плечо, говорит руководитель международной практики КПМГ по оказанию услуг компаниям нефтегазового сектора Антон Усов.

В Польше неоднократно подчеркивали, что газ из Baltic Pipe может поставляться и на экспорт, имея в виду соседние страны Прибалтики и Украину. Сама Польша добывает около 5 млрд кубометров газа в год. В стране также имеется регазификационный терминал для получения сжиженного природного газа (СПГ) в Свиноуйсьце, который может принять еще около 5 млрд кубометров газа в год.

Казалось бы, отказаться от российского газа Варшаве вполне по силам и это даже может быть выгодно. Дешевый газ позволит снизить себестоимость генерации электроэнергии, уменьшить долю угольных электростанций, которых в Польше осталось очень много, а в случае избытка газа получать дополнительный доход от его экспорта. Но в действительности перспективы Польши не столь радужны, а отказаться от нашего газа едва ли получится.

В Норвегии истощается ресурсная база и они предпринимают масштабные усилия по поддержанию добычи и экспорта в Европу, на нынешнем уровне, отмечает замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Для наполнения Baltic Pipe в среднесрочной перспективе придется снять часть объемов норвежского газа с действующих маршрутов, скорее всего с немецкого. И это снижение придется компенсировать за счет увеличения поставок российского газа , уточняет эксперт.

Именно по этой причине - недостаточности ресурсной базы, происходит путаница с оценкой мощности Baltic Pipe. Сейчас идет речь о его максимальном заполнении не более чем на 50% - 5 млрд кубометров в год при возможной прокачке 10 млрд кубометров. А есть оценки, что первоначально поставки не превысят 3 млрд кубометров.

Кроме того, норвежский газ имеет более тесную привязку к спотовым ценам, которые бьют рекорды, поясняет Гривач. Сейчас он обходится европейским импортерам примерно в 1,5 раза дороже российского. А Польше еще придется платить за доставку, чтобы окупать вложения в новую инфраструктуру.

Для сравнения, цена "Газпрома" по долгосрочным контрактам - чуть ниже 300 долларов за тысячу кубометров. По мнению Гривача, Польша уже стала значительно аккуратнее с заявлениями о перспективах экспорта газа из России. Нельзя исключать, что с такими ценами на споте поляки скоро совсем передумают отказываться от нашего газа. Кроме этого они уже давно покупают часть российского газа через виртуальный реверс (покупая газ, например, у Германии, но забирая из трубы, идущей из России - РГ) , а в периоды дорогого спота это крайне сомнительное удовольствие, считает эксперт.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 20.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики