Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Великобритания обвинила Путина в дефиците газа, но кто на самом деле подставил Лондон

Великобритания обвинила Путина в дефиците газа, но кто на самом деле подставил Лондон

Россия снова оказалась причиной навалившихся на Великобританию проблем. Журналисты продолжают предпринимать безуспешные попытки убедить население, что именно из-за политики Кремля простые британцы столкнулись с опустевшими полками в супермаркетах.

Так, издание The Sun обвинило Владимира Путина в резком росте цен на газ в Соединенном Королевстве. Указывается даже цель хитрого российского маневра: «Высокие цены на газ являются частью плана по ускорению начала работы трубопровода "Северный поток — 2"», уверяет британский таблоид.

На самом деле, в дефиците топлива, колбасы и «кока-колы» в Великобритании виновата отнюдь не Россия, а ближайшие партнеры. Рассказываем, кого и зачем покрывает Лондон, умалчивая реальную причину энергетического кризиса.

Нет газа — нет еды

Действительно, стоимость газа для британских потребителей резко выросла: с августа аж на 70%. Как следствие, прекратили работу несколько национальных энергетических компаний, а полки продуктовых магазинов опустели.

Последнего можно было избежать, если бы по газовой причине не остановили работу два крупнейших британских завода по производству удобрений, побочно создающих и углекислый газ. Он широко используется в пищевой промышленности: для оглушения животных на скотобойнях, в вакуумных упаковках для мяса и в газированных напитках для создания тех самых пузырьков.

Виноват, конечно же, «Газпром», уверяют граждан Великобритании местные политики и СМИ. Несмотря на Brexit западная конъюнктура в этом вопросе едина: ранее отдельные депутаты Европарламента заявили, будто бы российская госкомпания манипулирует газовым рынком для «оказания политического давления на Европу».

 

«Мы призываем Европейскую комиссию срочно начать расследование возможных преднамеренных манипуляций на рынке со стороны "Газпрома" и потенциальных нарушений правил конкуренции ЕС», — говорится в заявлении депутатов Европарламента.

 

Цены на газ в Европе действительно растут. Но кто в этом виноват? Глава «Газпрома» Алексей Миллер напомнил, что европейские страны вступают в отопительный сезон с серьезным дефицитом газа в подземных хранилищах.

 

«Эта ситуация, конечно, сказывается на ценах. И мы видим, что цены в Европе побили уже все возможные рекорды и, может быть даже, еще в ближайшее время побьют», — прогнозировал Миллер.

 

А законы свободного рынка не меняются.

Кто виноват, если не Россия?

Один из британских пользователей Twitter саркастично заметил под публикацией The Sun:

 

«Когда политика свободного рынка приводит к газовому хаосу и потенциальному Рождеству без индеек на столах, всегда полезно указать на злодея в Москве — это Путин!».

 

Отчасти в британском энергокризисе действительно виновато нежелание Европы фиксировать цены на газ в рамках долгосрочных соглашений, сделав выбор в пользу их свободного (если не сказать стихийного) формирования на рынке. Вот они и сформировались естественным образом: хранилища не заполнены, отопительный сезон на носу, а жизненно необходимое топливо продается при таком спросе втридорога.

 

«Получается, что Путин виноват в том, что европейские элиты в своем русофобском безумии забыли о рынке, который все решит. Российскому газу запретили доступ на рынок, но альтернативных поставщиков найти не удалось», — подмечает еще один пользователь Twitter под статьей The Sun.

 

И правда: британские СМИ будто бы решили забыть тот факт, что Великобритания физически вообще не получает российский газ, а закупает его у Норвегии. У «Газпрома» с норвежскими компаниями происходят обменные операции: сначала европейская страна передает «Газпрому» часть газа для Британии, а российская госкорпорация в свою очередь передает норвежским компаниям аналогичные объемы газа для Бельгии.

Но вернемся к насущной проблеме Великобритании. Цена на британском газовом рынке формируется в зависимости от объема приходящего туда сжиженного природного газа (СПГ), поставляемого не Россией, а другими странами: США, Нигерией, Катаром. Это определяющий, главный и фундаментальный фактор ценообразования.

Конкурентный покупатель

После пандемии коронавируса азиатские страны экономически восстановились куда быстрее, чем европейские, и вновь «врубили» колоссальные производительные мощности. Из-за этого в Азии растет потребление газа. Например, за последние восемь месяцев Китай стал потреблять на 14% больше газа, чем до этого, а импорт газа в стране увеличился на 20%. Это формирует дефицит на европейских рынках и колоссальный рост цен, объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

 

«Цена и объемы потребляемого газа в Азии выше, чем в Европе. Весь 2021 год поставщики СПГ предпочитают отправлять его туда, чтобы больше заработать. Формируется дефицит СПГ в Европе. Цены на британском рынке подвязаны к объему прихода СПГ — естественно, они высокие. Если же мы посмотрим статистику "Газпрома", он в этом году в страны Европы, напротив, значительно больше поставляет, чем в прошлом и в позапрошлом году», — отметил Юшков.

 

Если резюмировать британскую проблему — дело не в том, что Россия поставляет мало газа в европейские страны. А в том, что из региона ушел СПГ — его производители, в том числе Соединенные Штаты, предпочитают продавать топливо азиатским странам. Обычные, пусть и жестокие, правила рыночной торговли.

Но обвинять Россию, конечно, удобно. Не портятся отношения с главным партнером — Вашингтоном, который за антироссийскую риторику может только похвалить. А замечания в адрес Катара и Нигерии опасны испорченными отношениями с поставщиками, избалованными куда более ценными покупателями в Азии.

Вот и остается один «виноватый» — масштабный и всемогущий российский президент, обваливающий иностранные рынки назло британскому народу. Правда, этот самый народ в страшную сказку уже не верит, да и с реальностью версия не имеет ничего общего.

Автор: Тимофей Булочкин

Источник: Политика сегодня, 21.09.2021 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики