Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будет ли газ кормить Россию вместо нефти

Будет ли газ кормить Россию вместо нефти

В Минфине объяснили, почему доля газа в доходах бюджета ниже, чем нефти 

Цена на газ, заложенная в бюджете России на следующий год, оказалась выше более ранних прогнозов почти на треть. При этом средняя стоимость российской нефти, наоборот, будет снижаться, считают в правительстве. Сможет ли газ заменить нефть в будущем — в материале «Газеты.Ru». 

Правительство рассчитывает, что прибыль от нефтегазового сектора в 2022 году составит 9,54 трлн руб. (7,2% ВВП). Однако к 2024 году, по прогнозу, она снизится до 8,56 трлн руб. (5,7% ВВП). Об этом говорится в пояснительной записке к проекту бюджета, которая имеется в распоряжении ТАСС.

Минфин заложил в бюджете стоимость газа в 2022 году на уровне $208,4 за тыс. кубометров, это на 30,4% выше более раннего прогноза.

Цены на газ в 2023 году ожидаются на уровне $192,3 за тыс. кубометров (+19,7% относительно предыдущего прогноза). В 2024 году стоимость «голубого топлива» снизится до $180,6 за тыс. кубометров (+6%). Для сравнения, в 2020 году стоимость газа составила $126,8 за тыс. кубометров.

При этом средняя цена на нефть, как ожидается, будет падать. По прогнозу Минэкономразвития, в 2022 году она составит $62,2 за баррель, в 2023 году — $58,4 и $55,7 в 2024 году против $66 в 2021-м.

Могут ли нефть и газ поменяться местами

По данным ЦДУ ТЭК, в январе-июле добыча газа в России увеличилась на 13,2%, до 442 млрд кубометров. Учитывая растущие потребности европейского региона в газе и низкий уровень заполненности местных хранилищ сырьем, объем экспортных поставок будет также увеличиваться.

В пресс-службе Минфина «Газете.Ru» сообщили, что в настоящее время доля газа в доходах бюджета ниже доли нефти. Во многом это связано с особенностями налогообложения, которые пока не планируется менять, а также структурой самого нефтегазового сектора. По вопросам, связанным с конкретными показателями цены нефти и газа в бюджете, в ведомстве перенаправили в Минэкономразвития, которое на запрос «Газеты.Ru» не ответило.

Доходы от нефти и газа не стоит разделять, считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. По его словам, они почти всегда идут в корреляции.

«Я здесь не вижу никаких критических изменений. В бюджет зачастую мы закладываем пониженную цену, чтобы потом выиграть по факту и таким образом создать бюджетный профицит. Если вы посмотрите на все бюджеты, то всегда цены на нефть закладываются Минфином пониже. Он создает для себя таким образом «подушку безопасности»», — пояснил он.

Эксперт добавил, что никто не может точно предсказать динамику цен на нефть и на газ. Они зависят от многих факторов, в том числе, от форс-мажорных.

«Мы не знаем сегодня, как поведет себя ковид, не дай бог будут какие-то мутации, новые волны. Все эти цены могут перевернуться с ног на голову. Мы не знаем, как поведут себя финансовые пузыри, которые сейчас раздулись во всех странах из-за того, что все запустили печатный станок и вылетела огромная масса денег. Мы не знаем, как поведут себя локальные войны», — подчеркнул Георгий Остапкович.

Также он отметил, что уже на протяжении двух-трех лет идет активная полемика по поводу перехода на альтернативные источники энергии, сокращения выбросов.

«А газ все-таки более корректный с точки зрения загрязнения воздуха, чем нефть. Поэтому вполне вероятно, что там, где это возможно, будут в целях «зеленой экономики» пытаться заменять нефть газом», — рассуждает экономист.

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов считает, что пока еще рано говорить о кардинальном смещении доходов в сторону газа за счет нефти. В условиях роста цен на газ доля поступлений от его экспорта, безусловно, вырастет. Однако объемы нефтяного экспорта все еще остаются высокими, и в следующем году они могут вырасти за счет смягчения сделки ОПЕК+, полагает Галактионов.

«Прогнозы на год вперед всегда сопряжены с неопределенностью, достаточно сравнить фактические данные за 2020 и 2021 год с теми прогнозами, которые были в начале каждого года. Прогноз лишь дает ориентир, исходя из отклонения, от которого можно будет судить о возможном исполнении бюджета и корректировать прогнозные оценки его доходной части», — отметил эксперт.

Если говорить о ближайшей перспективе на три года, то объем потребления не уменьшится ни по газу, ни по нефти, заявил «Газете.Ru ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Если же рассматривать более долгосрочную перспективу, в районе 2035 или 2050 года, то объем спроса вообще трудно предсказать.

«С одной стороны, в Европе, которая является локомотивом декарбонизации, отказа от ископаемых источников энергии, будут стараться сокращать потребление ископаемого топлива. С другой, — у них собственная добыча ископаемого топлива стремительно падает, и поэтому импорт будет сохраняться в ближайшие годы на том же уровне», — указал Юшков.

Он добавил, что если Европа поставила цель отказаться от нефти, то Азия — еще нет. Это более легкий в плане логистики товар, и спрос на него будет оставаться.

«Вопрос в том, что производителей много, а рынок будет глобально сжиматься — и из-за этого конкуренция будет возрастать и цена снижаться. Но Россия имеет хорошие конкурентные позиции в плане себестоимости добычи нефти и так далее, поэтому мы еще долго будем производить и продавать на экспорт нефть», — считает Юшков.

Что же касается газа, то даже если европейцы будут отказываться от его потребления, ставка буде делаться на водород, его можно будет делать из газа, отметил эксперт.

Но перенаправить поставки для России будет достаточно сложно.

«Сейчас у нас построены газопроводы в основном в Европу. И если Европа сокращает объем потребления, то сокращается объем прокачки по газопроводам. Строить СПГ-заводы, сжижать газ и отправлять на азиатские рынки может быть не совсем целесообразно, потому что это дорогое удовольствие», — заключил он.

Автор: Оксана Решетова

Источник: Газета.Ru, 22.09.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики