Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Реэкспорт или сокращение поставок газа: зачем покупать российскую электроэнергию

Реэкспорт или сокращение поставок газа: зачем покупать российскую электроэнергию

Минэнерго сообщило, что сентябрьские поставки электроэнергии из России составят около 300 млн кВт·ч. Это довольно странно, учитывая, что за весь 2020 год Беларусь закупила за рубежом (не только у России) всего 154 млн кВт·ч. А с 2018 года Беларусь намного больше электроэнергии экспортирует, чем импортирует.

При этом в последние годы осенью импорта практически не было. Например, по данным Белстата, за всю прошлую осень наша страна импортировала только 73 млн кВт·ч на $2,4 млн, а в 2019 году — 8,5 млн кВт·ч на $380 тысяч.

В Минэнерго не объясняют, зачем конкретно понадобился такой большой импорт за один месяц.

Еврорадио поговорило с экспертами и узнало, с чем может быть связан аномальный импорт электроэнергии в текущем году и почему Беларусь заплатит России около $10 млн за то, чего в стране должно быть в профиците.

Экспорт и импорт электроэнергии по годам / данные Белстата

Экспортировали даже при большом потреблении внутри страны

Аналитик в сфере энергетики Татьяна Манёнок обращает внимание на то, что в текущем году спрос на электроэнергию в Беларуси растёт, а похолодало довольно рано.

В первом полугодии потребление электроэнергии выросло примерно на 6-7%.

По данным украинских СМИ, даже при возросшем внутреннем спросе Беларусь экспортировала за январь — июнь в Украину 522,6 млн кВт·ч. Более подробных данных по экспорту и импорту электроэнергии в текущем году нет, поскольку Белстат скрыл эту информацию вместе с данными по нефти и нефтепродуктам.

Возвращаясь к поставкам из России, Татьяна Манёнок отмечает, что в годовом выражении 300 млн кВт·ч — это немного, но значительно для одного месяца.

Тем паче, что ранее белорусская сторона заявляла, что она не имеет необходимости импортировать электроэнергию из других стран. После модернизации белорусская энергосистема профицитна.

То есть обычно в Беларуси вырабатывается столько электроэнергии, чтобы обеспечить внутренние потребности и даже экспортировать.

Можно лишь предполагать, что это связано с какими-то ремонтными работами на наших крупнейших станциях, которые вырабатывают электроэнергию, хотя, как правило, такие ремонтные работы проводятся в летний период, — говорит Татьяна Манёнок.

Не ожидали остановки БелАЭС?

Может, власти рассчитывали на БелАЭС, которая снова отключена? И понемногу выводили из эксплуатации неэффективно работающие энергомощности Беларуси?

Не предполагалось, что такая пауза возникнет с работой первого энергоблока. Возможно, в рамках вот этой ситуации потребовался импорт, — говорит Татьяна Манёнок. — Может быть, в какие-то периоды российская электроэнергия была достаточно дешевой и её достаточно выгодно импортировать. Надо анализировать совокупность факторов. Пока это только предположения, поскольку больше эта информация официально не комментируется.

Эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков подчёркивает, что такая закупка выглядит странной, ведь раньше у Беларуси были излишки электроэнергии, которые она продавала. А теперь их девать некуда. При этом собеседник считает, что БелАЭС достроена не так давно, чтобы Беларусь успела “законсервировать” другие электростанции.

Для Беларуси сейчас сложный период, потому что фактически европейские страны отказались покупать электроэнергию вслед за Литвой после ухудшения политических отношений Беларуси и европейских стран.

Практически единственным рынком сбыта остаётся Украина.

Здесь проблемой становится то, что Украина пытается постоянно присоединиться к европейским нормам по давлению на Беларусь. Но делает это довольно хитро. Тогда, когда им не нужна импортная электроэнергия, они как бы вводят санкции. Но это всё продолжается во время летнего периода, — продолжает Игорь Юшков.

Электроэнергия вместо газа или реэкспорт

Эксперт предполагает, что закупка из России может быть сезонным обменом между странами или схемой по реэкспорту.

Беларусь становится всё более профицитной страной в плане электричества, потому что и атомная, и газовые электростанции работают. Поэтому зачем Беларуси покупать ещё и российскую электроэнергию, не совсем понятно.

Скорее всего, это какой-то взаимообмен. Сейчас Беларусь покупает у России, а потом наоборот. Это может объясняться сезонностью. Или он направлен на то, чтобы обойти запреты со стороны европейских стран. Формально будет оформляться, что это российская электроэнергия, которая транзитом пойдёт через Беларусь в Европу.

Также импорт может быть связан с поставками российского газа в Беларусь.

Можно предположить, что Беларусь сократила закупку российского газа, потому что сейчас “Газпром” активно закачивает газ в подземные хранилища в России. И из-за этого сокращает экспорт. Совместное решение могло быть таково, что и для Беларуси пока что поставки газа сократятся и взамен пойдёт электроэнергия, — заключает эксперт.

Источник: Европейское радио для Беларуси, 24.09.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики