Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будет ли в России расти производство нефти

Будет ли в России расти производство нефти

В первой половине сентября в России в день добывалось 1,458 млн тонн нефти и газового конденсата в день против 1,425 млн тонн в августе. Такую статистику приводит ТАСС со ссылкой на данные ЦДУ ТЭК. Если перевести это в баррели, то получается, что в России в сентябре ежедневно производится 10,6 млн баррелей. При этом агентство Bloomberg опубликовало данные, по которым добыча нефти в нашей стране практически не растет с весны этого года, несмотря на ослабление условий сделки ОПЕК+.

По ее условиям наша страна в сентябре может выйти на уровень добычи в 9,7 млн баррелей в день без газового конденсата, который для России не учитывается в параметрах сделки. Доля газового конденсата в общероссийском производстве нефти колеблется от 7 до 9%, или 750-900 тыс. баррелей в сутки, в зависимости от сезона. Вычитая из официальных данных по добыче в сентябре приблизительное количество произведенного газового конденсата, мы выходим на искомый уровень, определенный сделкой ОПЕК+. Казалось бы, не о чем волноваться, но все же это не так.

К концу 2022 года Россия имеет право выйти на уровень добычи в 11,5 млн баррелей в сутки, не считая производства газового конденсата. При этом максимальный уровень добычи в нашей стране был достигнут в 2019 году - 11,25 млн баррелей в сутки, и это с учетом газового конденсата. В генсхеме развития нефтяной отрасли, принятой правительством в этом году, даже в самом оптимистичном сценарии производство только нефти в нашей стране на пике, который ожидается в 2028-2029 году, не дотянет до 11,5 млн баррелей в сутки. Максимально возможный ожидаемый уровень добычи - 590 млн тонн. Для сравнения, в 2019 году было произведено 560 млн тонн нефти и газового конденсата.

"Самое печальное во всей этой истории, что сейчас в России взят курс на скорейшую монетизацию доступных для разработки нефтяных запасов", - говорит глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По его мнению, мы могли бы увеличить добычу в будущем, но стараемся изо всех сил получить максимальную сиюминутную прибыль, не обращая внимания на возможные негативные последствия. Связано это с тем, что победила точка зрения о скором конце нефти как востребованного товара. Причем никаких фактических подтверждений этой концепции, за исключением спада потребления в период пандемии в 2020 году, нет. В результате мы можем лишиться будущих потенциальных доходов и потерять значительную долю рынка, отмечает эксперт.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Сергей Тихонов

Львиная доля нефти тратится на производство автомобильного топлива и авиакеросина. В отношении последнего никаких серьезных заменителей пока так и не придумано. Что касается развития электротранспорта, то его перспективы выглядят впечатляющими пока только на бумаге. Рынок электромобилей быстро растет, в 2020 году он увеличился на 5%, но только мало кто вспоминает, что после этого его доля в мире составила всего 4,2%. Даже сохраняя темпы прироста, они не завоюют мир в ближайшее десятилетие. А, например, с учетом подорожания электричества в этом году в основном регионе распространения электрокаров - в Европе, прирост может и замедлиться.

Значительная часть новых крупных месторождений находится на Арктическом шельфе, который при нынешних ценах на нефть относят к бесперспективным проектам

В России же почему-то возобладала точка зрения, что уже к 2035 году нефть будет никому не нужна. Хотя мир неоднороден и помимо богатой Европы, есть еще страны Азии, Латинской Америки, Африки, которые развиваются и совсем не готовы резко переходить на дорогостоящие новомодные энергоресурсы. Хитрые США, на словах поддерживающие "зеленую энергетику", за последние 10 лет нарастили добычу нефти в 10 раз. По всем прогнозам, производство здесь будет расти, но мы предпочитаем отказываться от того, что нам даровано природой, в лучших условиях и в больших объемах, чем в Америке.

Основная проблема последних лет, не позволяющая увеличить добычу нефти в России, - условия сделки ОПЕК+, а в долгосрочном периоде - исчерпание легкодоступной нефти, считает директор группы корпоративных рейтингов АКРА Василий Танурков.

Если суммировать то, что было сделано в последние годы в отношении нефтедобычи в России, то это рост налогового бремени. Бытует мнение, что нефтяники получают сверхприбыли, из-за них растут цены на бензин и соответственно дорожают все другие товары. Но только после последней реформы налогообложения отрасли в 2020 году бюджет получит за пять лет 650 млрд рублей. Они не возьмутся из кармана нефтяных магнатов, их изымут из производственного процесса.

В России с нефтью не так хорошо, как с газом. Большинство новых крупных месторождений считаются труднодоступными со сложной геологической структурой. Значительная часть их находится на Арктическом шельфе, который при сегодняшних ценах на нефть относят к бесперспективным проектам. При этом Норвегия, которая громогласно объявляет о конце эры нефти, вкладывает в арктические участки миллиарды долларов, а мы в лучшем случае занимаемся разведкой новых участков. Если тенденция продолжится, у России есть все шансы потом говорить об упущенных возможностях, а такого сценария хотелось бы избежать.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 26.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.
Зеленая повестка в России в новую политическую эпоху
Начало СВО (специальной военной операции после 24 февраля 2022г.) на территории Украины привело к беспрецедентному обострению отношений с Западом, в том числе и с ЕС. Естественно, возник вопрос и о зеленой повестке. Энергетические консерваторы стали уговаривать кабмин поддержать традиционную энергетику в период жестких санкций и отказаться на время от опасных экспериментов, нацеленных на изменения энергобаланса. Однако лагерь зеленых догматиков вовсе не выглядит парализованным. Он продолжает креативить новые аргументы в пользу сохранения тренда на ESG. Поэтому в реальности борьба двух лагерей продолжается. И за каждым из них стоят свои группы влияния и серьезные бенефициары.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики