Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Симонов: грабли газового рынка

Симонов: грабли газового рынка

Издержки и последствия ошибочной энергетической стратегии ЕС

Цены на газ в Европе никого не могут оставить равнодушными. Все уже знают про исторические рекорды на европейских биржах. И ждут, что же будет зимой. Эксперты подробно перечислили причины этой ситуации. Еще в начале года в Азии выросли цены на сжиженный газ, который туда и устремился. Холодная зима не только забрала газ из хранилищ, но и показала серьезные перебои в работе солнечных и ветряных станций и их неспособность справиться с пиковым спросом на электроэнергию. Холодная зима сменилась жарким летом, сформировав второй пик спроса на электроэнергию.

СПГ так и не вернулся на европейский рынок. Даже по сравнению с прошлым ковидным годом провал поставок сжиженного газа за первые 8 месяцев превышает 20%. На смену жаркому лету пришла безветренная осень. Встали ветряки северного моря. Хранилища оставались рекордно пустыми. Это и привело к панике на бирже и разгону цен по мере приближения к зиме.

Все верно, но все же лучше вооружиться дедукцией и пойти от общего к частному. Основополагающая причина нынешних цен заключается в той модели газового рынка, которую Европа имплементирует уже более десяти лет. ЕС посчитал, что чрезмерно зависит от поставок «Газпрома». И нужно любыми способами снизить долю России на европейском газовом рынке. Раньше главной целью рынка была надежность поставок, но ее заменили на диверсификацию поставщиков. Обеспечить ее нужно было новыми газопроводами не из России и особенно терминалами по приему СПГ. Тогда и начали ломать всю систему контрактования российского газа.

Еще с советских времен основу газовых отношений составляли долгосрочные контракты. Суть их заключалась в том, что продавец обязуется поставить нужные объемы газа. А покупатель гарантирует их приобретение. Это и есть знаменитый принцип «бери или плати». Естественно, что там были определенные «вилки», но и поставщик, и покупатель несли ответственность за объемы. И за недопоставку, и за недобор газа предполагались штрафы. В период низкого спроса потребители были жутко недовольны необходимостью платить штрафы «Газпрому». Но они предпочитали не обращать внимание на одно важное обстоятельство.

«Газпром» выступал гарантирующим поставщиком, который был способен в пиковые периоды спроса обеспечить поставки нужного объема газа и покрыть любой сезонный дефицит. Между прочим, это не такая простая вещь – потому что детом, когда спрос на газ падает, «Газпрому» нужно поддерживать серьезный резерв добычи в рабочем состоянии.

Но Европа сама отказалась от надежности как услуги. В этом и есть коренная причина осеннего ценового ралли. Европейцы стали переходить на биржевые сделки. Покупатель, как казалось, не будет переплачивать за гарантию поставок: когда нужен газ, он просто пойдет на биржу и там его купит.

Тут есть один нюанс. Такая схема идеально работает, когда на бирже у вас профит газа и идет борьба поставщиков. Так, собственно, было в прошлом году. Но производители газа совершенно не обязаны поставлять его в нужном объеме. Поэтому газа на бирже при пиковом спросе может просто просто физически не оказаться в нужном объеме. Поставщики СПГ зачастую не имеют обязательств перед европейскими покупателями. Если цена в Азии выросла — газ уйдет туда. В отрасли даже такой термин – «бездомный СПГ», то есть не привязанный контрактами к конкретному потребителю.

Так что текущая ситуация в Европе — это классический «провал рынка». Заложенный в самой модели. Это грабли, которые какое-то время стояли в чулане, но теперь ударили по голове. И это было неизбежно.

Кстати, модель эту Европейская комиссия списала с британского островного рынка. И никто не задал вопрос, как она будет работать на континенте. Британия, как известно, потом покинула ЕС, «на прощание» оставив доминирование биржевых механизмов на рынке.

Признавать ошибки мало кто любит. Поэтому европейская бюрократия по традиции тут же начинает винить «Газпром». Оцените иронию – пятнадцать лет назад «Газпром был виноват в том, что он поставляет в Европу слишком много газа. Сейчас – в том, что слишком мало. Европейские политики считают, что «Газпром» придержал поставки газа и оставил Европу на голодном пайке. Европейцы считают, что у «Газпрома» был лишний газ и он сознательно «пожадничал». Естественно, концерн обвинили в том, что он тем самым принуждает к запуску «Северного потока 2». Уже раздаются и призывы к антимонопольному расследованию.

На самом деле расследовать нужно ту самую историю о смене правил игры на рынке. К которой, кстати, «Газпром» приспособился. Он выполняет все свои оставшиеся контрактные обязательства (чего, кстати, не отрицают и европейцы) – другое дело, что он не спешит продавать газ сверх лимитов, но постепенный отказ от долгосрочных контрактов делает эти поставки добровольным выбором «Газпрома». Теперь его контракты только на 13% привязаны к нефти (раньше так структурировались все долгосрочные контракты), а остальное — это привязка к споту и форвардным контрактам.

При этом «Газпром» не отрицает возможности нарастить продажи. Однако он не хочет едать это через Украину. И тут нет никакой политики. Украина – самый длинный и дорогой для «Газпрома» маршрут в Европу. У «Газпрома» готова новая труба с коротким транспортным плечом через Балтику. При этом «Газпром» полностью выполняет транзитный договор с Украиной — но какой смысл ему нести убытки на прокачке дополнительных объемов по наименее рентабельному маршруту? При этом дополнительную мощность надо выкупать по повышенному тарифу. И Киев тариф снижать не намерен.

«Газпром» делает коммерчески выгодное для себя и европейцев предложение: провести быструю сертификацию «Северного потока-2», «Газпром» начнет поставлять газ по самому эффективному для него маршруту, Европа получит дополнительный газ, а цена тут же пойдёт вниз.

Но ЕС его не слушает. А в Вашингтоне уже публично дают подсказку – «продолжайте требовать загрузку украинской трубы!». При этом США не дают европейцам никаких обещаний дополнительной отправки газовозов с СПГ. В первом полугодии 2021 года поставки из США в Европу упали более чем на 10%, поставки «Газпрома» выросли более чем на 20%. Но этого в Европе мало кого смущает.

Равно как и другой аспект осеннего кризиса – очевидный провал «зеленой энергетики». Это еще одни грабли. Но евробюрократия делает совершенно противоположный вывод. Оказывается, ставка на возобновляемые источники энергии была недостаточной! Выходит, если вам при болезни не помогает лекарство, надо просто нарастить дозировку. И посмотреть, что будет дальше. Если в Северном море появится еще больше ветряков, они сумеют притянуть к себе ветер? Между прочим, именно в такой логике европейцы активно строили терминалы по приему СПГ – они были уверены, что если есть инфраструктура по приему сжиженного газа, то сам газ там обязательно должен появиться.

Два карго-культа – сжиженный и зеленый — привели к тому, что регазификационные терминалы сегодня стоят пустыми, а ветряки не работают. Но виновата, естественно, Россия. Остается надеяться, что нынешние цены вернут европейцев и к пониманию того, что гарантии поставок – важная ценность и услуга. И что нормальная конкуренция предполагает не ограничение, а, наоборот, максимальное использование эффективной инфраструктуры по доставке газа.

Автор: Константин Симонов, генеральный директор ФНЭБ

Опубликовано: Publico.ru, 25.09.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики