Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Притушить фонтан». Украину призвали прекратить истерики из-за газопроводов

«Притушить фонтан». Украину призвали прекратить истерики из-за газопроводов

Украина уже не чувствует, когда надо «притушить фонтан», делая это не совсем по отмашке, вызывая раздражение у США, сказал НСН Алексей Гривач.

Украина не хочет лишаться статуса транзитера-монополиста и своими «газовыми истериками» раздражает уже не только Россию, но и Европу с Америкой, сказал в беседе с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач.

Ранее украинский генерал Геннадий Москаль заявил, что «Турецкий поток» представляет более серьезную угрозу для экономики Украины, чем «Северный поток-2». Это заявление прозвучало на фоне заключения контракта между «Газпромом» и Венгрией на поставку газа до конца 2036 года.

«Украина лишается монопольного статуса. До сих пор она могла диктовать условия и говорить: «А мы не будем. А мы хотим, чтобы вы сделали так. Если нет, вы не сможете выполнить свои экспортные обязательства». Сейчас ситуация меняется, и газ может быть доставлен клиентам другими маршрутами по действующим контрактам. Это значит, что Украине придется существовать в конкурентной среде и предлагать свои услуги транзитера на рыночных условиях. А они за счет политизации этого вопроса пытаются сохранить статус монопольного транзитера. Но это тупиковый путь. Чем больше они так кричат, тем большее раздражение вызывают не только в России, где к этому уже как-то привыкли, но и у их европейских патронов. А их американские патроны используют эту истерику в своих интересах. При этом они (Украина – прим. НСН) уже не чувствуют конъюнктуру, когда нужно немножко притушить фонтан, и делают это не совсем по отмашке, вызывая (в США – прим. НСН) раздражение», - сказал Гривач.

По его словам, Украина очень гордится тем, что «не покупает» российский газ, хотя скоро это может произойти не «виртуально», а реально.

«Украина получает реверсный газ за счет транзита. Газ идет транзитом, и за счет манипуляций с переоформлением тот же самый российский газ считается поступившим из Европы. Украина дико гордится тем, что она с 2015 года не покупает российский газ. А на самом деле она его покупает, но через такие хитрые операции. Сейчас эта хитрость имеет двойную-тройную цену по сравнению с экспортными ценами по долгосрочным контрактам. Но если транзит будет сокращаться, то реверс придется делать не виртуальным, а физическим, когда действительно газ будет идти на Украину через ГТС Европы. А это уже с точки зрения затрат на транспортировку совсем другой коленкор. Наверное, это имеет в виду генерал. Я не знаю, в чьих интересах он выступает с такими апокалиптическими заявлениями, но истерику надо прекратить и работать конструктивно, иначе будет хуже», - заключил собеседник НСН.

Ранее глава МИД Украины Дмитрий Кулеба пообещал, что Киев «ответит» Венгрии за подписание газового контракта с Россией.

Со своей стороны, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков рассказал «Радиоточке НСН», что Украина ничего не потеряет от заключения нового газового контракта между Венгрией и Россией.

«Раньше Венгрия получала газ как раз-таки через Украину. С 1 октября начнутся поставки по новому маршруту, 3,5 миллиарда кубов газа будут идти через "Турецкий поток" и его продолжение, Болгарию и Сербию, то есть с юга, и еще один миллиард кубов Венгрия будет получать из Австрии. Предполагается, что в Австрию он будет попадать через "Северный поток - 1" и "Северный поток - 2". Украина непосредственно для нужд Венгрии транзитировать газ не будет», - добавил Юшков.

Автор: Михаил Мустафаев

Источник: НСН, 28.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики