Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Обходной транзит: почему Украина недовольна новым газовым соглашением между Россией и Венгрией

Обходной транзит: почему Украина недовольна новым газовым соглашением между Россией и Венгрией

Украина ожидает значительного сокращения или даже полной остановки транзита российского газа в Венгрию через свою территорию, заявил глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон. 27 сентября «Газпром» и венгерская MVM CEEnergy Ltd подписали два долгосрочных контракта на поставку газа — через «Турецкий поток» и газопроводы Юго-Восточной Европы, а также через Австрию. В украинском МИД пообещали обратиться в Еврокомиссию по поводу соглашений между Будапештом и «Газпромом». Эксперты отмечают, что Венгрия заключила контракты из-за очевидной экономической выгоды для себя, а Киев занял заведомо проигрышную позицию в этой ситуации. 

Украинские власти опасаются полной остановки транзита российского газа в Венгрию через территорию страны после подписания новых контрактов между Будапештом и «Газпромом». Об этом заявил гендиректор компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон.

«Несмотря на контракт до 2024 года, мы ожидаем значительное дальнейшее сокращение или полную остановку транзита в Венгрию через Украину», — написал Макогон на своей странице в Facebook.

Гендиректор компании заявил, что целью новых соглашений российской компании с венгерской стороной якобы был именно обход Украины. Макогон также выразил мнение, что запуск «Северного потока — 2» поставит под угрозу сохранение транзита газа через Украину и продление контракта на него после 2024 года.

Контракты и реакция

В понедельник, 27 сентября, в пресс-службе «Газпрома» сообщили о заключении с венгерской MVM CEEnergy Ltd двух долгосрочных контрактов на поставку газа до конца 2036 года. Соглашения были подписаны в Будапеште в присутствии главы МИД Венгрии Петера Сийярто и зампреда правления «Газпрома» Елены Бурмистровой.

Суммарный объём контрактов составляет до 4,5 млрд кубометров газа в год. Из них 3,5 млрд будут поступать по балканскому маршруту, а ещё 1 млрд — через Австрию (в 2020-м Венгрия импортировала 8,6 млрд кубометров газа из России). Новые соглашения вступят в силу 1 октября 2021 года и предусматривают возможность изменения условий через десять лет.

 

«Подписанные сегодня долгосрочные контракты гарантируют надёжные, стабильные поставки российского газа на ближайшие 15 лет. Важная составляющая новых договорённостей — это диверсификация маршрутов поставок», — подчеркнул глава «Газпрома» Алексей Миллер.

 

«Уже с 1 октября Венгрия начнёт получать газ «Газпрома» через «Турецкий поток» и газопроводы Юго-Восточной Европы. Это во многом стало возможным благодаря усилиям болгарских, сербских и венгерских компаний по развитию национальных газотранспортных систем», — добавил он.

Подписание газовых соглашений между Россией и Венгрией вызвало негативную реакцию в Киеве. Так, в МИД Украины выразили разочарование решением Будапешта и назвали его «необоснованным» и вредящим двусторонним отношениям.

«Удивлены и разочарованы решением Венгрии подписать 27 сентября 2021 года в Будапеште новый долгосрочный контракт с российским концерном «Газпром» на поставку газа в обход Украины. Считаем это исключительно политическим, экономически необоснованным решением, принятым в угоду Кремлю и в ущерб национальным интересам Украины и украинско-венгерским отношениям, которое не соответствует принципам Договора об основах добрососедства и сотрудничества между Украиной и Венгерской Республикой от 6 декабря 1991 года», — заявили во внешнеполитическом ведомстве.

Там выразили мнение, что Венгрии было бы выгоднее получать газ транзитом через территорию Украины, и заявили, что обратятся в инстанции ЕС из-за действий венгерской стороны. «Украинская сторона также обратится в Европейскую комиссию относительно предоставления оценки соответствия нового венгерско-российского газового соглашения европейскому законодательству в области энергетики», — говорится в сообщении МИД.

На фоне этих событий в ведомстве заявили о переносе заседания Совместной межправительственной украинско-венгерской комиссии по вопросам экономического сотрудничества, которое должно было пройти 29—30 сентября в Будапеште.

«МИД Украины инициировал перенос заседания комиссии на более поздний срок, ведь венгерско-российское газовое соглашение будет иметь существенное влияние на энергетическую безопасность Украины и Европы, создаёт новые обстоятельства, которые требуют всестороннего анализа рисков и угроз, а также согласованных действий стран региона, чтобы минимизировать его негативные последствия», — говорится в сообщении.

Подписание газового контракта между Венгрией и «Газпромом» в обход украинской территории — удар по Киеву, заявил в эфире телеканала ICTV министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

«Это удар (по двусторонним отношениям. — RT), и мы будем отвечать на него соответствующе. Тут не должно быть никакого сожаления и никакого сочувствия», — сказал он.

По его мнению, в Будапеште ведут игру, которая состоит в том, чтобы одновременно достигать прогресса в отношениях как с Украиной, так и с Россией, «но эта игра не может длиться вечно».

Заместитель гендиректора по газовым проектам в Фонде национальной энергетической безопасности Алексей Гривач назвал болезненную реакцию Киева на новое партнёрство РФ и Венгрии закономерной.

 

«Киев теряет часть доходов и из-за этого кричит и нервничает. Но Венгрия пошла на такой шаг, потому что есть более выгодный и надёжный вариант доставки газа через новую инфраструктуру. Кроме того, на это повлияло и то, что украинская сторона вела себя неадекватно во время переговоров по газовому вопросу», — рассказал эксперт в беседе с RT.

 

При этом украинской стороне не удастся привязать это соглашение к вопросу своей «безопасности» из-за «Северного потока — 2», так как речь идёт о поставках через «Турецкий поток» и инфраструктуру, которую построили в странах Европы, подчеркнул Гривач.

«В данном случае транспортировка российского газа позволит улучшить газовую сеть, развивать её, повышать доступность газа в регионе. Это серьёзная база для развития региональной экономической и энергетической безопасности. Украина и дальше будет выражать протесты, однако её крики уже утомляют европейских адресатов», — отметил эксперт.

Транзитный вопрос

Украинская сторона настаивает на сохранении транзита российского газа в Европу через свою территорию. Так, в июле гендиректор «Оператора ГТС Украины» Макогон заявил, что это якобы гарантирует безопасность страны.

«Основная наша проблема — это фактически обеспечение энергетической безопасности Украины. Сейчас транзит нам гарантирует наличие ресурса на территории Украины, а также это гарантирует нам как государству и военную безопасность. Пока у нас есть транзит, руки нашего северного соседа это связывает, так как Украина до сих пор остаётся одним из основных транзитёров российского газа в Европу», — заявил он в эфире телеканала «Украина 24».

В частности, из-за этого, а также из-за солидной прибыли, получаемой за транзит газа, Киев выступал против реализации проекта «Северный поток — 2», отмечают эксперты. Так, в начале июня президент Украины Владимир Зеленский заявил, что после запуска трансбалтийского газопровода бюджет страны лишится $3 млрд в год, получаемых за счёт транзита газа.

«Северный поток — 2» отключит Украину от поставок газа, а значит, отключит нас по меньшей мере от $3 млрд в год... Нам нечем будет платить за украинскую армию», — сказал Зеленский.

Напомним, 30 декабря 2019 года «Газпром» и «Нафтогаз Украины» заключили контракт на транзит российского газа до 2024 года. В Москве неоднократно отмечали, что рассматривают этот вопрос исключительно с коммерческой стороны и готовы продолжить транзит по украинской территории при экономической целесообразности этого, а также при условии, что ГТС Украины находится в нормальном состоянии. В июле об этом заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он пояснил, что объём поставок газа через Украину будет зависеть от спроса потребителей в Европе. В августе Владимир Путин также подтвердил готовность Москвы поставлять газ через Украину после 2024 года — в объёмах и на срок, которые будут зависеть от энергетических потребностей Евросоюза.

Политолог и экономист Александр Дудчак в комментарии RT отметил, что, пытаясь представить новое соглашение Венгрии и России как экономически невыгодное и политически мотивированное, Киев демонстрирует свою острую зависимость от российского транзита.

«Роль государства-транзитёра крайне важна для Украины, ведь у неё нет других статей дохода. Однако у Киева могли бы быть другие статьи дохода, если бы нынешняя украинская власть руководствовалась интересами государства, а не политических и экономических сил, которые находятся далеко за пределами страны», — подчеркнул эксперт.

Аналитик добавил, что, заключая такой контракт, Венгрия поступает абсолютно правильно, ведь она пытается обезопасить себя от непредсказуемого поведения украинских властей.

«Сейчас Венгрия гарантирует себе более низкие цены на газ, которые не зависят от колебаний на рынке, а также приобретает надёжного партнёра, который не придумает новых правил игры по ходу самой игры, как это делают США. В то же время «Газпрому» это выгодно, потому что он сможет гарантировать себе стабильную работу по добыче и по доставке газа», — отметил экономист.

При этом собеседник RT скептически отнёсся к намерению Киева обратиться в Еврокомиссию с требованием проверить контракты на соответствие энергетическому законодательству ЕС.

«Это смешно, поскольку страна, которая не является членом ЕС, начинает требовать от Еврокомиссии разобраться в соглашении, подписанном другими странами. Это заведомо проигрышная позиция, которая выставляет украинских политиков в дурном свете. При этом Венгрия получает очередной повод продолжать блокировать устремления Киева по вступлению в НАТО и ЕС», — заключил Дудчак.

Автор: Александр Карпов, Алёна Медведева

Источник: RT, 28.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики