Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Европе начинается драка за русский газ

В Европе начинается драка за русский газ

В ЕС начинают воевать друг с другом за спасительные газ и уголь

Европа рискует столкнуться с серьезными проблемами из-за дефицита газа грядущей зимой. К такому выводу британская Daily Express высказалась о риске европейских стран столкнуться с серьезными проблемами из-за дефицита топлива грядущей зимой.

Многие читатели сочли, что Россия намеренно «зажала ЕС в тиски», чтобы смотреть, как европейские страны начнут драться друг с другом за газ.

Напомним, в последнее время Россию все чаще обвиняют в искусственном завышении цен. Последний рекорд на европейских биржах —$ 1076.

Только вот при чем тут мы? «Газпром» свои контракты исполняет в любом случае…

— Борьба за газ — это абсолютно рыночная история, — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич.

— Импортеры и так конкурируют за топливо на бирже. Поскольку поставки по долгосрочным контрактам сегодня не удовлетворяют растущий спрос в Европе, конкуренция становится более ожесточенной. «Драка» это или не «драка», но в условиях дефицита каждой стране ЕС придется самостоятельно выкручиваться из сложившейся ситуации. 

Рынок по такому принципу и функционирует. А европейцы хорошо поработали над тем, чтобы их рынок газа был максимально либеральным.

«СП»: — А кто виноват в нынешнем дефиците и высоких ценах? Запад обвиняет Россию, что она эту ситуацию создала искусственно…

— По факту Россия все свои контрактные обязательства выполняет и даже идет на исторический рекорд по поставкам газа в дальнее зарубежье. Экспорт в Европу и Турцию растет, экспорт в Китай растет. Более того, «Газпром» наращивает темпы закачки газа в российские ПХГ.

Против Европы сыграл целый ряд факторов: экстремальные холода в январе-марте этого года, аномально теплое лето (увеличивается расход электроэнергии на кондиционирование), повышенный спрос на СПГ в Азиатско-Тихоокеанском регионе, падение собственной добычи и т. д. Толковые западные аналитики говорят об этом открыто. Но есть и горлопаны, которые во всем винят Россию — это политика.

«СП»: — Особенно, не понятна реакция британцев. Британия никогда не была крупным потребителем российского газа. В чем причины энергетического кризиса в этой стране, и при чем тут Россия?

— Британцев энергетический кризис тоже не обходит стороной. У них просела собственная добыча газа, поставок СПГ не хватает. В Северном море штиль — обрушилось производство электричества ветряками. А в середине сентября произошел крупный пожар на электрической подстанции в Великобритании — вышел из строя кабель, по которому шли поставки электроэнергии из Франции.

Да, Британия не является крупным импортером российского газа. Но она тоже заинтересована в том, чтобы Газпром насытил европейский рынок.

«СП»: — Один из британских пользователей пишет, что, если Евросоюз попытается выйти за рамки, русские просто уменьшат поставки газа. Такое может быть?

— Уменьшение поставок — это нонсенс. Свои контрактные обязательства Газпром будет выполнять (и перед конечными потребителями, и перед той же Украиной, которой гарантированы ежегодные объемы транзита в 40 миллиардов кубометров). Полагаю, история со Стокгольмским арбитражем навсегда отбила у России желание нарушать контракты — все равно в итоге придется платить.

Европейцам и так нужно больше газа. Уже понятно, что в отопительный сезон они войдут с дефицитом (вопрос только в том, насколько серьезным будет этот дефицит). Возможности доставить дополнительные объемы «голубого топлива» у России имеются. Есть старый-добрый украинский маршрут, по которому можно прокачивать не 40, а все 100 миллиардов кубометров газа в год. Но Москва не торопится его загружать. То ли лоббирует запуск «Северного потока-2», то ли реально не имеет экспортных излишков. Кстати, одно другому не мешает.

«СП»: — Пишут, что скоро граждане ЕС узнают, какие страны являются импортирующими, а кто из них — гражданами второго сорта в большой европейской семье. Как это понимать? Кто реально является в Европе гражданами второго сорта?

— Полагаю, это намек на маленькие и экономически слабые государства Юго-Восточной Европы. Большим странам всегда проще договориться об импорте энергоресурсов, поскольку для экспортеров они представляют больший интерес. Но давайте не забывать, что газ — не единственный источник топлива.

У Польши есть мощная угольная генерация, у Эстонии — горючие сланцы. Прибалтика — крупный импортер российского и белорусского электричества. Посмотрим, кто и как будет решать свои энергетические проблемы.

«СП»: — Между тем, цена на газ в Европе обновила исторический максимум. Что дальше? Есть ли предел?

— В ценах на бирже всегда есть спекулятивный элемент. Они очень остро и, вероятно, не совсем адекватно реагируют на происходящее. Сейчас панические настроения растут по принципу снежного кома, который не собирается останавливаться.

Для России это, казалось бы, хорошо — есть возможность заработать большие деньги. С другой стороны, в Европе формируется стойкое недоверие к газу как таковому. Страны ЕС будут искать альтернативные источники топлива, чтобы обезопасить себя от повторных кризисов. Уголь, сланцы, ВИЭ, атомная генерация и т. д.

«СП»: — На этом фоне «Блумберг» сообщает, что Европа, испытывающая нехватку природного газа, просит у России больше угля. Можно ли этому верить? Выходит, что переход к «зеленой энергетике» будет не таким простым и гладким?

— Это из разряда «не до жиру — быть бы живу». Когда речь идет о насущных потребностях, «зеленая сделка» может подождать. Но я бы не стал преувеличивать значение этой новости. Да, можно загрузить угольные электростанции, заплатить «конский» налог на выбросы CO2 — это деньги в итоге пойдут на развитие тех же ВИЭ. От «зеленого» перехода как такового Европа отказываться не намерена.

Басни о том, что можно «окончательно перейти на ВИЭ», имеют весьма опосредованное отношение к реальности. Прошлой зимой в этом убедились и Европа, и США. Доля возобновляемых источников в энергобалансе Европы, если не ошибаюсь, по итогам прошлого года достигла 38%. Это уже слишком много.

Газ еще долго будет в тренде, угольная генерация в ЕС вряд ли «выживет» (нужно только решить вопрос с Польшей). Перед кем открываются хорошие перспективы, так это перед атомщиками. На мой взгляд, американцы намерены включиться в большое атомное противостояние с Россией и Китаем. Для них это не столько экономический, сколько геополитический вопрос.

Комментируя планы по строительству американских АЭС в Польше, министр энергетики США сказала следующее: «Наше сотрудничество по развитию гражданской ядерной программы Польши имеет жизненно важное значение для достижения Польшей целей ЕС по сокращению выбросов углерода и обеспечения ее энергетической безопасности».

То есть, по мнению Вашингтона, атомная генерация вполне вписывается в европейскую «зеленую сделку». Хотя сами европейцы на этот счет еще не определились.

По словам эксперта Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, основная причина высоких цен на газ в Европе на протяжении всего 21 года в том, что цены на газ в Азии еще больше.

— И поставщики СПГ, газа, который перевозится в танкерах, отправляют свою продукцию именно в Азию, так как хотят больше заработать. А в Азии цены высокие, так как Китай наращивает потребление и импорт газа очень большими темпами. В итоге возникает ситуация ценового арбитража. Когда в Европе, если компания хочет купить СПГ, то она должна заплатить столько же, сколько и покупатели в Азии. Из-за этого пострадали именно те государства Европы, кто в большей степени зависит от поставок СПГ — Великобритания, Испания, Португалия, Голландия и т. д.

Германия, например, пострадала в меньшей степени, так как у нее нет СПГ-терминалов, она покупает только трубопроводный газ, преимущественно из России и из Норвегии. В сентябре к фундаментальному фактору — отсутствие СПГ, добавились и ряд других факторов, которые также стали толкать цены на газ на бирже вверх.

Были новости о том, что в европейских хранилищах газа мало, о том, что «СП-2» может быть введен в эксплуатацию 1 октября или в январе 2022-го и т. д. В итоге началась настоящая паника на биржах. И цены на фьючерсы на газ выросли выше 1000 долларов за тыс. кубов.

Мы вовсе не сокращаем поставки газа, как нас обвиняют, Газпром как раз идет близко к рекорду по объемам поставки газа в Европу. Он исполняет все долгосрочные договора и даже удовлетворяет часть дополнительных заявок. Но он исходит из экономической целесообразности. В частности, не увеличивает объем прокачки газа через Украину, так как за прокачку сверхконтрактных объемов нужно платить по повышенному тарифу.

К тому же если качать много дополнительного газа через Украину, то цены на газ в Европе снизятся. И получится, что все, что дополнительно заработает Газпром от увеличения объемов продаж, он отдаст Украине.

В этом же нет никакой экономической логики. Но Газпром явно намекает, что дополнительные объемы он может поставить по СП-2, он короче на 1900 км, по сравнению с украинским маршрутам, а газопроводы вплоть до границы Гермнании принадлежат самому Газпрому и он платит за прокачку сам себе.

Так что если ЕС даст разрешение на запуск СП-2, то Газпром сможет по нему дать, пусть и небольшие, но дополнительные объемы газа в ЕС.

Автор: Дмитрий Родионов

Источник: Свободная пресса, 30.09.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики