Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Российский газ прошел стороной

Российский газ прошел стороной

Чем обернется для Украины соглашение Москвы и Будапешта

«Газпром» начал поставлять газ в Венгрию в обход Украины. Киев в результате потерял возможность закупать российское топливо реверсом из соседней республики. Предполагается, что компания будет поставлять Будапешту 4,5 млрд кубометров в год через «Балканский поток». На этом фоне «Оператор ГТС Украины» обвинил российский концерн в монополизации газовых маршрутов и использовании их в политических целях.

В свою очередь премьер-министр Венгрии Виктор Орбан заявил, что руководствуется интересами своего населения, а не украинского. «Договаривайтесь с русскими», — заключил глава правительства.

Новый контракт между Москвой и Будапештом, безусловно, наносит ущерб украинской экономике, признает доцент Киевского национального университета имени Тараса Шевченко Андрей Длигач. Однако он не считает потерю транзита газа катастрофической: «Конечно, из-за этого транзита существенную долю в 4 млрд теряем, но это меньше 10% транспортировки. Пока еще остаются возможности, в том числе реверса по другим веткам. Главное реверсивное направление для Украины — Словакия, а не Венгрия. Поэтому и сам Киев останется с газом. Как минимум на этот год, на эту зиму запасов топлива на Украине уже достаточно. Тарифы повысятся из-за увеличения цен на газ в целом, но это в первую очередь коснется промышленности, в меньшей степени — потребительского рынка».

Бывший министр финансов Украины и экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) страны Александр Данилюк в интервью “Ъ FM” заявил, что из-за отмены транзита российского газа Киев может столкнуться с большими проблемами:

«Российская Федерация и "Газпром" фактически используют газ в качестве политического оружия. Венграм предложили очень низкую стоимость, и она для властей России определяется тем, сколько они готовы заплатить за проблемы для Украины. Если российская сторона будет вести переговоры с другими европейскими странами и заключать подобные сделки, то, естественно, эффект будет негативный. Это может привести к падению объема прокачки газа — как к краткосрочному, так и к долгосрочному. Соответственно, нам придется полностью перестраивать газотранспортную систему под новые реалии. И это не только финансовые потери от транзита, но еще и абсолютно другая модель рынка, что потребует капитальных инвестиций и очень сильной работы по альтернативной поставке топлива. Транзит составляет около $3 млрд в бюджет, это не такая большая сумма. То есть это вопрос не финансовый, а больше национальной и энергетической безопасности страны».

Кроме того, поставки газа в Европу через трубопровод «Ямал» за эту неделю сократились почти втрое. На этом фоне цены на топливо продолжают бить рекорды. 1 октября на открытии торгов котировки фьючерсов практически достигли отметки в $1,2 тыс. за тысячу кубометров. За месяц цены выросли почти в два раза. Аналитики рынка неоднократно заявляли, что одна из причин такой динамики — дефицит газа в хранилищах.

Продолжат ли цены на топливо расти? И до каких пределов? По мнению ведущего эксперта Финансового университета Станислава Митраховича, причин для того, чтобы ситуация резко изменилась, сейчас нет: «Физического дефицита газа нет. Но есть опасения, которые закладываются в рынок, что, например, где-нибудь к концу зимы топлива действительно может не хватать. Именно поэтому цены — это такая реакция рынка на то, чтобы заставить хотя бы часть предприятий остановить работу. Это уже, кстати, происходит в некоторых странах: химические заводы по производству удобрений Великобритании и ряда других государств ограничивают функционал. Рынок учитывает слухи о том, что Китай активно закупает СПГ. Китайское правительство потребовало от компаний увеличить добычу и закупки угля. И все это создает на рынке ощущение паники, которой пользуются спекулянты и продолжают этот "пузырь" надувать.

Американские консультанты называли цену в несколько раз больше, чем сегодняшняя. Но это они говорили про пики, предупреждая своих клиентов, которые в том числе играют на бирже. Поэтому я думаю, что стоимость может продолжить расти на этой панике, но потом "пузырь" сдуется. Одна из причин, почему "Газпром" сократил поставки по "Ямал—Европе", если верить компании, это сокращение заявок. То есть часть покупателей не просто панически хочет приобрести газ, она ждет падения цен, чтобы можно было начать закупать его в больших количествах».

Как пишет “Ъ”, на фоне роста стоимости топлива европейские страны обратились к российским угольнодобывающим компаниям. Однако производители не могут удовлетворить спрос. Во-первых, сейчас компании заняты подготовкой к отопительному сезону в России, а также исполнением уже заключенных контрактов, пишет издание. Впрочем, как заявили “Ъ FM” участники рынка, гипотетически спустя некоторое время предприятия смогут увеличить поставки угля в Европу. 

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 01.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы
Водород как новая энергетическая надежда
Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики