Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европа начинает новый отопительный сезон (видео)

Европа начинает новый отопительный сезон (видео)

Но кто бы ни стал новым канцлером, эксперты уверены — у Германии нет альтернативы «Северному потоку». И подтверждение тому — бешеная гонка на газовом рынке. Пока одни ищут, кто виноват, другие находят пути решения проблемы.

В пятницу газ пошел в Венгрию по новому маршруту — через «Турецкий поток». В Будапеште подчеркивают — никакой политики, исключительно бизнес. Но почему то, что венграм выгодно, больно ударило по самолюбию Киева? Как виртуальный реверс обернулся для Украины реальными проблемами? И что вообще происходит с газом?

На этой неделе пришел новый газовый год — отсчет много лет начинается с первого октября, с приближением европейского отопительного сезона. Не то чтобы эту дату кто-то и раньше отмечал как праздник, но в этот раз и тени радости нет на лицах парижан. Да и не только парижан.

«У меня газовое отопление. Придется топить реже. Разница-то выходит огромная», — говорит местная жительница.

«Ничего хорошего, а что делать-то? Пахать будем больше», — сказал мужчина.

Во Франции с начала года газовые тарифы выросли почти на 60%, и одно лишь октябрьское повышение — больше 12%. Вдобавок тянет за собой электричество и отопление. Власти обещают сдерживать цены, глядя через Ла-Манш на британских соседей, где разорились уже два поставщика газа. А европейский рынок топлива бьет все новые рекорды — уже позади порог в 1 200 долларов за тысячу кубометров. И то ли еще будет, говорят эксперты, если зима окажется холодной.

«На европейском рынке случился идеальный шторм, когда совпало по времени сразу несколько негативных факторов для газового рынка. Пункт первый. Европейский спрос восстанавливался в этом году после пандемии 2020 года гораздо быстрее, чем ожидали сами европейцы. Пункт второй. В прошлом году европейцы проводили политику по выкачиванию газа из своих газовых хранилищ и выкачали его слишком много. И наконец еще один фактор, который, наверное, оказал решающее значение — такое же восстановительное движение по приросту спроса на газ наблюдалось и в Азии. И получилось так, что все свободные объемы СПГ, которые были на рынке сжиженного природного газа, все шли на премиальный азиатский рынок», — говорит главный директор по энергетическому направлению в Институте энергетики и финансов Алексей Громов.

И ведь предупреждали Старый Свет, когда Еврокомиссия выступила с креативным переходом от долгосрочных контрактов на спотовые, то есть те, что здесь и сейчас, ради гибкой цены. Вот он теперь — зигзаг неудачи.

«Цена на газ начала обгонять цену на нефть и на нефтепродукты. И, видите, как скакнула, а по долгосрочным контрактам и по нашему принципу ценообразования "Газпром" не продает по такой цене, и те, кто согласился заключать с нами в Европе долгосрочные контракты, сейчас могут только руки потирать и ликовать. Вот в чем все дело. Выгодно всем. Ну, так вот в свое время напридумывали в Еврокомиссии, вот теперь пожалуйте бриться», — сказал президент России.

Но даже сейчас не все потеряно. Среди тех, кто может, как сказал президент, ликовать — Венгрия. Пожав на этой неделе руки, представители «Газпрома» и венгерской MVМ заключили долгосрочный контракт. Правда, праздник в Будапеште вызвал приступ острой боли на Украине, да такой, что там заговорили о газовой войне.

«Мы имеем страну — Венгрию, которая является членом ЕС и членом НАТО, и при этом поддерживает особые связи с Россией и нанесла удар по украинско-венгерским отношениям, исключив украинский газопровод из схемы поставок газа из России. Это удар, и мы будем отвечать на него соответственно. Тут не должно быть никакого сожаления и никакого сочувствия», — заявил министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба.

Будапешт молчать не стал, и в МИД вызвали украинского посла, а премьер-министр Венгрии объяснил соседям все буквально на пальцах.

«Венгрия — это суверенная страна, и мы покупаем энергоносители, в том числе газ, там, где мы хотим. И только мы решаем, как эта энергия попадает в Венгрию. При принятии решения о возможных путях у нас есть только одна точка зрения — какой путь гарантирует нам наибольшую безопасность», — заявил премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.

Так что же это за путь, который настолько не нравится Украине? По соглашению с «Газпромом», Венгрия будет получать по 4,5 млрд кубометров газа в год. 3,5 млрд из них через Сербию — по «Турецкому потоку» и его продолжению по суше. Еще один миллиард кубометров — через Австрию. Киев при этом не теряет весь транзит в Венгрию, но так уж сложилось, что в том числе из этой страны «Нафтогаз» получает так называемые реверсивные поставки. Правда, это на бумаге, а технически просто забирает транзитный объем, и вот этот объем резко сокращается.

В итоге Украина наконец признала реверс виртуальным, причем прямым текстом из уст представителя газотранспортной системы. И это хотя бы честно. Но заодно там опять назвали действия «Газпрома» политическими, потому что альтернативный путь поставок в Венгрию длиннее и якобы дороже. А вот это уже вранье. Ну как уже? Скорее, снова.

«Когда речь идет о транзите газа через территорию Украины, то это дополнительные расходы "Газпрома", которые отдаются третьей стороне. А то, что мы тратим на транспортировку газа внутри нашей системы и внутри "Турецкого потока", который, напомню, полностью принадлежит компании "Газпром", — это только перераспределение средств внутри газовой компании. Поэтому, безусловно, поставки газа по бестранзитным маршрутам, какими являются "Турецкий поток" или "Северный поток — 2", — это гораздо более выгодная история для России, чем поставки через изношенную украинскую газотранспортную систему», — сказал главный директор по энергетическому направлению в Институте энергетики и финансов Алексей Громов.

Соответственно, выгоднее и потребителям, а уж запуск «Северного потока — 2», без сомнения, снизил бы ценовое давление в трубе. Но европейские политики настойчиво призывают Россию прокачивать дополнительные объемы газа именно через Украину.

«Понимаете, в чем дело. Вот вы приходите в магазин, а вам на товар предлагают скидку. Вот это Европейский Союз называет принуждением, то есть вот то, что сегодня называется принуждением, по большому счету означает, что "Газпром" предлагает начать поставки и снизить цены, Европа говорит: нет, вы нас к чему-то принуждаете, осуществляйте поставки через Украину. "Газпром" будет нести убытки. Почему никто в Европе не предлагает доплатить "Газпрому" за поставки через Украину? Он несет убытки от этого, но доплатите ему, если вы считаете, что он по политическим мотивам не хочет это осуществлять», — говорит директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов

Но нет, вместо мотивирующих предложений в Европе в очередной раз заявили о том, что процесс сертификации «Северного потока — 2» затягивается. Наверняка эта новость ласкает слух Вашингтону, который тоже требует поставок через украинскую трубу. Казалось бы, вот он — шанс залить Старый Свет американским сжиженным газом, но снова нет, поставки идут в Азию. Потому что в Китае энергетический кризис и цены там еще выше европейских. То есть ничего личного, только бизнес.

Ну и поиск виновных с заранее известным результатом. Это совершенно бесплатно и ни к чему не обязывает, но и проблему, впрочем, тоже не решает. А значит, и у парижан снова не будет поводов для радости.

Автор: Кирилл Брайнин

Источник: Первый канал, 03.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики