Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Инициатива Еврокомиссии о продвижении своих интересов в Арктике не имеет юридической основы

Инициатива Еврокомиссии о продвижении своих интересов в Арктике не имеет юридической основы

Высший орган исполнительной власти Евросоюза остается без статуса наблюдателя в Арктическом совете

13 октября Еврокомиссия (ЕК) обнародовала весьма резонансный документ — о продвижении своих интересов в Арктике, в котором Евросоюз указан как «влиятельный политический актор» со своей стратегией не только в части европейской Арктики, но и на всем арктическом пространстве. Причем участие Евросоюза (ЕС) в арктических вопросах в документе обосновывается «геополитической необходимостью».

Из знаковых инициатив ЕК – намерение полностью запретить добывать нефть, газ и уголь в Заполярье и приграничных локациях. «Комиссия вместе с партнерами изучит многостороннее юридическое обязательство не разрешать дальнейшую разработку запасов углеводородов в Арктике или прилегающих регионах» — говорится в документе. В случае, если «нарушители» будут продолжать извлекать нефть и газ в Арктике, то предложена проработка запрета на сделки с «заполярными» углеводородами. Также прописана рекомендация распространить «частичные моратории на разведку углеводородов в Арктике». При этом ЕК хочет включить Арктику в программу перехода к углеводородной нейтральности, «выпячивая» еще точно не ясный потенциал континента на предмет чистых источников энергии (ветра, геотермальных ключей, гидроэнергии и зеленого водорода).

Арктический «манифест» ЕК — на первый взгляд «булыжник в огород» всеx стран-участниц Арктического совета (в организации, кроме России, состоят еще семь приполярных государств: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, США, Финляндия и Швеция). Но у России в этом альянсе нет союзников. Поэтому инициативу ЕК следует расценивать как откровенную попытку покуситься именно на государственный суверенитет России. Ведь Брюсселю прекрасно известно, что освоение Арктики — в перечне стратегических приоритетов России. Это закреплено публичным указом Президента РФ Владимира Путина от 26 октября 2020 года «О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года». Тем не менее, Брюссель эмитировал свое тематическое спекулятивное воззвание без какой-либо правовой опоры: Европейский Союз юридически не наделен никакими полномочиями диктовать представленным в Арктике странам, как им действовать на собственной территории.

На вызов ЕК у России и по умолчанию готов развернутый состоятельный ответ — в тексте «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года» четко прописано выполнение основных задач в сфере развития международного сотрудничества за счет реализации ряда мер, в числе которых сохранение взаимодействия с арктическими государствами в целях защиты национальных интересов и реализации предусмотренных международными актами прав прибрежного государства в Арктике, включая касающихся разведки и разработки ресурсов континентального шельфа и установления его внешних границ. То есть Россия посылает четкий сигнал о недопущении стороннего вмешательства в планы освоения Арктики, выстраивая конструктивный диалог только с прибрежными государствами региона. Видимо авторы «арктического документа» ЕК либо вовсе не читали российской доктрины, либо сознательно решились на столь популистскую авантюру.

В Арктическом совете решения принимаются методом консенсуса, то есть должны быть одобрены всеми участниками объединения. Но Дания, Финляндия и Швеция сильно ангажированы, так как состоят в ЕС, и естественно, давно лоббируют заявку Брюсселя обрести статус наблюдателя, но цели не достигают. Тем более теперь здесь рассчитывать на подвижки вообще не стоит — Россию только настораживает попытка ЕК диктовать правила в Заполярье. По словам вице-премьера РФ Александра Новака, документ Евросоюза по целям альянса в Арктике «ничем не мотивирован, кроме как политическими причинами». Хотя Арктический совет предоставляет статус наблюдателя не только неарктическим государствам (таких уже больше десятка), но и межправительственным/межпарламентским и неправительственным организациям.

В 2021 – 2023 годах Россия председательствует в Арктическом совете и отвечает за обеспечение эффективной работы организации, включая продвижение совместных проектов, в том числе направленных на обеспечение устойчивого развития Арктики и сохранение культурного наследия малочисленных народов. Также в периметре задач страны-председателя — разработка общих принципов реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов с участием иностранного капитала; организация мероприятий, направленных на привлечение иностранных инвесторов к участию в реализации в Арктической зоне инвестиционных проектов; содействие укреплению значения Арктического экономического совета (создан в2014 г. при Арктическом совете с целью расширить экономическое взаимодействие в регионе и повысить его инвестпривлекательность) в качестве одного из центральных форумов по вопросам устойчивого развития Арктики.

Арктический регион богат углеводородами — и их масштабное извлечение в перспективе только повысит энергетическую безопасность Европы — так как Россия планирует расширять их экспорт в будущем. Здравой логики в декларации ЕК запретить добычу углеводородов в Арктике нет. Ведь тогда становиться совсем не ясным, за счет чего будет реализовываться пресловутый энергопереход в Старом Свете: даже производство водорода — перспективного топлива, на который Евросоюз возлагает большие надежды, требует солидных объемов природного газа как сырья. И этим сырьем видится именно заполярный газ из РФ. Выходит, что заявка ЕК повлиять на процессы в Арктике в целях сдерживания созидательных планов России в регионе — сродни желанию выстрелить себе в ногу.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 18.10.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики