Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Энергокризис. Как Россия взяла под контроль Европу

Энергокризис. Как Россия взяла под контроль Европу

Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Европа оказалась в тотальной зависимости от России, которая остается главным поставщиком нефти и газа в ЕС. Зеленая энергетика и возобновляемые источники энергии остаются светлой перспективой, а в суровой реальности — русский газ, цена на который бьет рекорды. 6 октября биржевая стоимость в Европе установила исторический максимум — 1 тысяча куб. метров природного газа на торгах продавалась за $1969. С мая 2020 котировки выросли в 30 раз. Также стало известно, что Европа начала тратить газ из своих хранилищ. Уровень запасов оказался на десятилетнем минимуме. Это настоящий энергокризис, и, как утверждают некоторые европейские эксперты, Россия имеет к нему непосредственное отношение.

Есть два пути поставки российского газа в ЕС: долгосрочные контракты (тут все просто) и спотовые сделки — это когда заключается договор на одноразовую закупку определенного объема по цене, установленной на бирже. Спотовые поставки зависят от спроса на рынке. Покупатели поставщику ничего не должны: видят товар подешевле — идут к более выгодному партнеру. Европейцы в нужный момент не стали заполнять свои хранилища — ждали, что на споте газ подешевеет. Просчитались. И вот здесь начинается интригующая часть. Имеет ли Россия отношение к энергокризису? В Москве отрицают всякую причастность и уверяют: запросов на дополнительные поставки пока не поступало. Поступят — добавим!

Эксперты в Европе, тем не менее, осторожно рассуждают о том, что Россия, не нарушая обязательств по долгосрочным контрактам, воспользовалась дефицитом и сознательно не продает дополнительные объемы газа. Эту позицию разделяет и энергокомиссар ЕС Кадри Симсон: 

«Согласно нашей первоначальной оценке, Россия выполняет свои обязательства по долгосрочным контрактам, при этом не обеспечивая дополнительных поставок». 

Вот и Джейк Салливан, советник президента США по нацбезопасности, заподозрил Россию в том, что она пользуется энергоресурсами как политическим оружием: 

«Я думаю, что со стороны России было бы ошибкой пытаться воспользоваться положением. Я думаю, что это в конечном итоге вызовет обратный эффект. И я считаю, что они должны реагировать на потребности рынка в поставках для Европы». 

Канцлер Германии Ангела Меркель никакого подвоха не видит. Или не говорит. Зато Роберт Хабек из немецкой партии «Зеленых» призывает власти ФРГ обсудить с Москвой ситуацию на газовом рынке и принять меры, поскольку «мы зависим от России, а она ограничивает поставки газа».

Есть целый ряд факторов, приведших Старый Свет к нынешнему положению. Первый и основной — пандемия. С началом коронакризиса экспорт российского газа в Европу снизился, поскольку снизился и спрос. Вместе с тем, прошлая зима выдалась холодной, а лето жарким, то есть потребление энергоресурсов выросло. Кроме того, мировая экономика начала восстанавливаться, и, разумеется, необходимость в топливе возросла. И еще важно понимать, что Китай стал запрашивать и покупать больше газа, а сама Европа снизила добычу. Так европейцы бросились тратить запасы из своих хранилищ.

В Москве никто и не скрывает, что Россия заинтересована именно в долгосрочных контрактах, и это естественно. Но какую роль во всем этом играет многострадальный «Северный поток-2», — вопрос на миллион. На Западе эксперты склоняются к мнению, что Газпром воспользовался энергетическим кризисом, углубил его, придержав дополнительные поставки, и все это для ускорения полноценного запуска газопровода. The New York Times указывает на то, что Владимир Путин в ходе энергетической конференции на прошедшей неделе впервые прямо связал нормализацию ситуации с новым трубопроводом, который уже достроен и ждет запуска.

«Северный поток-2», проложенный из России в Германию по дну Балтийского моря, многие — особенно в Восточной Европе — считают гигантским рычагом политического влияния Москвы на Запад. Помимо того, что трубопровод в перспективе лишает Украину транзитных денег и возможностей для политического торга с Россией, он создает две отдельные системы поставки топлива для Восточной и Западной Европы. И, конечно, легко вообразить ситуацию, при которой совершенно неожиданно в нужный момент что-то ломается в трубе, поставляющей газ, например, в Чехию. Как зимой 2006-го года, когда Грузию накрыли аномальные холода, и на российских магистральных газопроводах произошли взрывы. Так недружественное соседнее государство, накрытое невиданным количеством снега, осталось без тепла. Тбилиси в лице президента Саакашвили обвинил в диверсии Москву, но никто не смог доказать причастность российских спецслужб.

И тем не менее, энергоресурсами, каковыми провидение так щедро наградило Россию, Кремль манипулируют так же эффектно, как и Роспотребнадзор сельхозпродукцией. Чуть что — запрещают турецкие помидоры, молдавские вина, грузинский боржоми или белорусское молоко. И на этом фоне все попытки наших официальных лиц доказать, что «Северный поток-2» — чисто экономический проект, вызывают, мягко говоря, сомнения.

Американские законодатели требуют наложить на «Северный поток-2» санкции. Сенатор Тед Круз, например, вообще заблокировал утверждение предложенных Байденом дипломатов, в том числе пятидесяти потенциальных послов, до тех пор, пока Белый дом не примет меры против газпромовского проекта. Но вот в чем дело: ни Тед Круз лично, ни Соединенные Штаты в целом не зависят от российских поставок энергоресурсов. А Европа зависит. В Германии радикальную позицию американских сенаторов разделяют, пожалуй, только зеленые. Потому что — возвращаемся к началу — безусловным приоритетом для властей ФРГ остается тепло в домах ее граждан. И можно сколько угодно спорить о том, нужно ли было вообще затевать прокладку новых труб из России. Но сейчас это уже не имеет значения, потому что «Северный поток-2» готов, а мир жить без газа еще не научился.

Возможную причастность России к европейскому энергетическому кризису и его последствия обсудили с генеральным директором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым и профессором Парижского Института политических исследований Science Po Paris Тьерри Бросом.

Автор: Екатерина Котрикадзе

Источник: ТК Дождь, 19.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Климатическая повестка в России в эпоху Трампа
Возвращение в президентское кресло Дональда Трампа дало мощный импульс для климатоскептиков. Энергетические компании заговорили о необходимости сократить инвестиции в ВИЭ и нарастить их в нефтегазовые проекты. Парадоксально, но все эти потрясения не сумели полностью закрыть тему энергоперехода внутри РФ. Да, климатическая повестка уже не так актуальна, но она все еще «в строю». Главная причина в том, что за последние годы она успела обрасти своими лоббистами, которые не хотят ее бросать, по-прежнему рассчитывая на контроль над климатическими финансовыми потоками.
Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики