Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Начало отопительного сезона заставит ЕС рационально относиться к «Северному потоку — 2»

Начало отопительного сезона заставит ЕС рационально относиться к «Северному потоку — 2»

Заявление минэнерго Катара лишило Европу последней надежды на газовое спасение. Как отсутствие альтернативы повлияет на сертификацию «Северного потока — 2», разбирались аналитики ФБА «Экономика сегодня».

Россия остается единственной надеждой

Аналитики считают, что недавний отказ Катара от поставки сжиженного природного газа в Европу может привести к серьезным последствиям на фоне текущего энергетического кризиса, вызванного дефицитом газа в подземных хранилищах в преддверии отопительного сезона.

Эксперты указывают на то, что выходом из сложившейся ситуации может стать ускорение процесса запуска нового трубопровода «Северный поток — 2» либо заключение долгосрочного контракта на поставку газа с Россией.

Ранее компания «Газпром» заявила о том, что газопровод построен и уже частично заполнен сырьем. Это означает практически полную готовность магистрали начать поставки газа в Европу, однако для этого также необходимо дождаться завершения сертификации со стороны Берлина.

К 18 октября процедура по заполнению газом первой нитки «Северного потока — 2» завершена. В соответствии с планом и проектными требованиями участок наполнен техническим газом в объеме 177 млн кубических метров, что обеспечивает уровень давления 103 бар в газопроводе. Данного давления достаточно, чтобы в дальнейшем начать транспортировку газа. 

 

Трубопровод ожидает сертификации

Газопровод «Северный поток — 2», проложенный от побережья России по дну Балтийского моря до побережья Германии, состоит из двух ниток, совокупная мощность которых достигает 55 млрд кубических метров газа в год.

Ранее «Газпром» заявлял, что считает своей основной целью предоставить рынку дополнительные надежные газотранспортные мощности как можно скорее. Так, согласно заявлению, до конца года с помощью новой магистрали Европа может получить 5,6 млрд кубических метров газа.

Глава Министерства энергетики Германии Петер Альтмайер после официального подтверждения о готовности «Северного потока — 2» к работе сообщил, что его ведомство через неделю приступит к составлению своего заключения для Федерального сетевого агентства о сертификации Nord Stream 2 AG.

На начало отопительного сезона подземные газовые хранилища Европы заполнены приблизительно на 78%, что на 14 процентных пунктов меньше среднего показателя за последние пять лет. Низкая заполненность газохранилищ обусловлена высокими ценами на сырье в текущем году на фоне кризиса энергоресурсов в мире. 

 

Энергетический кризис заставит ЕС мыслить рационально

В разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков сообщил, что кардинальным образом ситуацию в Европе в этом отопительном сезоне не сможет исправить даже запуск «Северного потока — 2».

«Однако если у "Газпрома" найдутся дополнительные объемы газа, ускорение сертификации нового трубопровода может существенно смягчить удар, который получит европейский регион из-за дефицита сырья зимой», — отмечает Юшков.

Еще одной проблемой эксперт называет готовность ЕС покупать дополнительные объемы газа у России, так как обычно приобретение сырья вне долгосрочного контракта идет по спотовой цене, которая сейчас достигает 700–800 долларов за тысячу кубометров.

«При этом, даже если бы первая нитка нового газопровода работала на полную мощность, ее ежесуточные объемы поставок не смогли бы полностью решить вопросы европейцев, но сдержали бы дальнейший рост цен», — заключает Юшков.

Подводя итог, специалист делает вывод, что нынешняя ситуация способствует тому, чтобы Европа начала относиться к «Северному потоку — 2» как к газопроводу, а не как к инструменту политического давления.

Автор: Евгений Рюмкин

Источник: Экономика сегодня, 19.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики