Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Экспорт сырой нефти и переработка: кто кого?

Экспорт сырой нефти и переработка: кто кого?

Обсуждаемые сейчас в СМИ налоговые инновации в российской нефтянке вновь актуализируют спор о том, что важнее: добыча и экспорт сырой нефти, дающие ощутимые быстрые доходы, либо все-таки переработка сырья. Судя по последним новостям, государство готовится серьезно сместить налоговое давление с экспорта сырого «черного золота» именно на сферу переработки.

Как заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов, экспортные пошлины на нефтепродукты в Таможенном союзе могут быть повышены примерно до 85–90% от пошлины на нефть. В настоящее же время пошлины существенно ниже — они составляют 70,7% от нефтяной пошлины для светлых и 38,1% — для темных нефтепродуктов. При желании можно считать, что льготы в переработке, таким образом, превращаются в отсутствие стимулов инвестировать в разработку месторождений.

В выигрыше от предлагаемых правительством решений (по крайней мере, в краткосрочной перспективе) оказываются практически все российские нефтекомпании, активно вывозящие сырую нефть. Особенно выгодно решение для «Роснефти», которой необходимо срочно заполнять сырым сырьем не так давно запущенный трубопровод ВСТО (в противном случае эта магистраль может просто не окупиться в коммерческом смысле).

С другой стороны, в качестве «главного проигравшего» от ставки на экспорт необработанного сырья рискует оказаться сам провозглашенный властями курс на технологическую модернизацию экономики, в том числе и нефтегазового сектора. В долгосрочном плане отказ от поддержки переработки в России (речь идет не только о налоговом стимулировании, но и просматривающемся курсе российских компаний на строительство и покупку НПЗ за границей, а не в РФ) может выйти боком.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики