Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Газовый провал Кишинева

Газовый провал Кишинева

Руководство Молдавии решило поиграть с Москвой в газовые игры. В итоге Кишинев рискует остаться зимой без газа, без денег – и без правительства.

Доторговались

Прелюдия ситуации очень простая. В 2008 году с молдавским президентом Владимиром Ворониным, с которым у России были более-менее рабочие отношения, был заключен долгосрочный контракт на поставку газа по крайне низким, дружественным ценам. «Летом, когда газ дешевый, цена была привязана к спотовым площадкам (то есть к бирже – прим. ред.). А зимой, когда газ дорожал, цена для Молдавии определялась через привязку к стоимости нефтепродуктов», - поясняет преподаватель Финансового Университета, ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. В 2018 году этот контракт от щедрот московских был продлен на три года – в том числе и как мера поддержки президента Игоря Додона. В последних же числах сентября контракт истек, и продлевать его на льготных условиях смысла не было – и президентскую, и парламентскую, и судебную власть в Молдавии контролировали силы, относящиеся к России, мягко говоря, не очень хорошо.

Видимо, относятся они не очень хорошо не только по отношению к России, но и по отношению к самой Молдавии. Чем иначе объяснить тот факт, что новые молдавские власти не смогли заранее договориться о новых условиях поставок. «До конца сентября в Кишинёве никто не чесался по поводу нового контракта с российским поставщиком, были дела поважнее. То выборы досрочные, где президент Майя Санду и её друг посол США Дерек Хоган наконец обеспечили прозападное большинство в парламенте, то «Крымская платформа» у соседей в Киеве (шабаш третьесортных политиков из русофобских стран, куда Майе Григорьевне обязательно надо было съездить), то вендетта против генпрокурора Стояногло, который отказался присягать Майе и американскому флагу лично. В общем, много важных дел, не до газовых переговоров», - пишет известный российский политолог Алексей Мартынов.

Есть и другая точка зрения – договариваться просто не хотели. «Кишинев стал заложником политики по евроинтеграции», - поясняет Эксперту Online сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич. Не только в плане отношений с Россией, но и в плане подхода к газовой политике. Молдаване решили пойти по «европейскому пути» не хотели заключать долгосрочный контракт, предпочитая покупать его по биржевым ценам (еще недавно не сильно высоким) и сбросить с себя «ярмо» Газпрома.

Наконец, они, возможно, готовы были договориться – но лишь поторговавшись. «Если бы Молдавия начала переговоры в прошлом году, ее позиция была бы гораздо более выгодной. Цены на бирже были низкие, можно было бы к ним и привязаться. Однако молдаване, видимо, надеялись на то, что в 2021 году они завершат строительство соединительного трубопровода (то есть интерконнектера) с Румынией и будут использовать его как инструмент давления на Газпром. Однако проблема в том, что Румыния – не экспортер, а импортер газа. Причем импортирует она его у Газпрома через “Турецкий поток”», - говорит Игорь Юшков. По словам Дмитрия Марунича, Румыния в этом году купит порядка 2 миллиардов кубов российского газа.

Утром долг, вечером - контракт

В итоге сложилась ситуация, когда в конце сентября контракт (по которому платили примерно 250 долларов за тысячу кубов) истек, нового контракта не было, а газ нужен – поэтому молдаване вынуждены были заключить с Газпромом краткосрочное соглашение на покупку газа по рыночным ценам. То есть по 700 с лишним долларов за тысячу кубов.

 

 

На днях руководство Молдавии, отчаявшись договориться с Россией по-братски, решило наконец-то попытаться переговорить по-деловому. Весьма показательно, что в этой сложнейшей ситуации на переговоры в Москву поехала делегация во главе с вице-премьером Владимиром Кульминским. Кто-то расценил это как хамство или даже провокацию. «Обычно вопросы газа в Москве ездили решать президенты, на худой конец — спикер парламента или глава правительства. Такое понижение статуса сегодня не столько от неуважения к “Газпрому”, сколько из понятных в Кишинёве причин устроить кризис на ровном месте», - пишет Алексей Мартынов. Однако напомним, что Владимир Кульминский в правительстве курирует приднестровский вопрос. И весьма вероятно, что этот вопрос молдаване хотят сделать частью какой-то пакетной сделки по газу.

В итоге не договорились – даже несмотря на то, что Россия предлагала контракт с 25-процентной скидкой от спотовой цены и соглашалась на выплату долга в рассрочку в течение трех лет. Молдаване почему-то считали, что российский газ они должны закупать не менее чем с 50-процентной скидкой без признания факта долга. Что, конечно, Газпром абсолютно не устраивало – ведь речь идет не о конечной цене, а о формуле ценообразования. «Да, сейчас цена была бы вполне комфортной для Газпрома – 350-400 долларов за тысячу кубов. А если газ на споте подешевеет до 200 долларов – мы что, будем продавать по 100 долларов?», - вопрошает Игорь Юшков.

Вынесут на вилах

Конечно, Молдавия может и дальше торговаться, ожидать европейской помощи или газа небесного. Однако проблема в том, что время сейчас играет не в пользу Кишинева – зимой страна может реально остаться без тепла. «Если не будет полностью произведена оплата за поставки газа и, соответственно, не будет подписан новый контракт с 1 декабря этого года, то «Газпром» остановит поставки газа в Молдавию», - заявил представитель Газпрома Сергей Куприянов. Альтернативных соглашению с Газпромом вариантов тоже нет. Молдаване могут сколько угодно пиарить польскую альтернативу, однако сложно противоречит математике. Контракт с польской компанией был заключен на 1 миллион кубов – и это при том, что Молдавия в год потребляет 3 миллиарда кубов. «Этот миллион не позволит Молдавии даже поддержать давление в трубе – он вообще выглядит как статистическая погрешность», - говорит Игорь Юшков. Причем статистическая погрешность по очень высокой цене. «Не случайно премьер-министр Молдавии отказалась даже озвучить эту цену – ведь если она озвучит, то ее завтра могут вынести на вилах», - считает Дмитрий Марунич.

Украинская альтернатива тоже выглядит сомнительно, прежде всего с ценовой точки зрения. Киев сам покупает российский газ по завышенной стоимости, которая в сентябре составляла более 800 долларов, а в октябре достигла 1000 долларов (этот газ в Нафтогазе называют «европейским», поскольку украинцам его фактически перепродают европейские страны). «Если на Украине кто-то попытается продать газ Молдавии дешевле, чем на рынке, то это может стать основанием для уголовного преследования. Ведь у Нафтогаза не хватает сейчас газа для того, чтобы украинские граждане нормально пережили зиму», - говорит Дмитрий Марунич.

Так что у молдаван остается два выхода. Первый - идти на нормальные переговоры Газпрома и принять вполне комфортные условия, предложенные российской компанией. Второй – устроить какую-нибудь провокацию (например, попытаться взять в заложники приднестровцев на пару с Киевом), пойти на конфликт с Москвой, после чего получить морозную зиму, очередной переворот и новый контракт с Газпромом уже на совсем не комфортных условиях.

Вопрос в том, какой из этих вариантов выберет Кишинёв.

Автор: Геворг Мирзаян

Источник: Эксперт, 26.10.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики