Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина предложила РФ заведомо неприемлемое газовое соглашение

Украина предложила РФ заведомо неприемлемое газовое соглашение

Россия не согласится на новые транзитные предложения Украины, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков

 

Украина предложила переподписать контракт на транзит газа

Глава компании «Оператор ГТС Украины» Сергей Макогон предложил РФ продлить действующее газотранспортное соглашение.

В декабре 2019 года «Газпром» и его украинские контрагенты подписали контракт на транзит газа до 2024 года, по которому российская сторона должна была в 2020 году поставлять через Украину 65 млрд кубов, а в 2021–2024 годах – 40 млрд кубов.

Соглашение для «Газпрома» является невыгодным, реальный транзит газа в 2020 году был ниже контрактного, но компания выкупила квоту по принципу «качай или плати», а после запуска «Северного потока – 2» для Украины не останется и 40 млрд кубов реального транзита.

Однако Макогон предлагает «Газпрому» взять на себя обязательство по прокачке через Украину не менее 45 млрд кубов газа на срок от 10 до 15 лет. Предложение заведомо неконструктивно и полностью игнорирует коммерческие интересы «Газпрома».

«Украинцы начали нервничать, они понимают, что газовый транзит уходит от них и что старых объемов после 2024 года не будет. Южное направление больше не нуждается в украинском транзите – через "Турецкий поток" запитаны Турция, Греция, Болгария, Северная Македония, Сербия, Румыния, Хорватия и Венгрия», – констатирует Юшков.

Украина больше не нужна балканским государствам в качестве газового транзитера, поэтому речи не идет даже о транзите 40 млрд кубов газа.

«На альтернативные маршруты могут перейти другие страны, пусть у Украины существует контракт до 2024 года. Киев получит причитающиеся ему транзитные деньги, но "Газпром" планомерно идет к тому, чтобы газ поставлялся через другие маршруты. Реакция украинцев на это странная – они предложили качать через них еще больше сырья, чем требуется сегодня», – заключает Юшков.

Украинцы понимают, что «Газпром» не собирается поставлять через них даже контрактные 40 млрд кубов газа, но предлагают переподписать соглашение на 10–15 лет с гарантированным минимумом в 45 млрд кубов газа в год. 

 

«Это абсурд. Предложение Макогона заведомо невыполнимо, причем он понимает, что на него никто не согласится. В какой-то степени это пиар-ход: предложить невозможные условия, а затем заявить, что Москва на них не пошла», – резюмирует Юшков.

Россия готова вести переговоры по украинскому транзиту, но только на конструктивной основе. Еще одним важным моментом является то, что газовые консультации, с российской точки зрения, должны охватывать не только Киев, но и европейских контрагентов.

«Москва много раз подавала четкий сигнал: транзит газа является вопросом не только Украины, но и европейцев. ФРГ взяла на себя обязательство быть посредником на переговорах. Объем газового транзита зависит от контрагентов из ЕС, сколько европейские страны будут покупать в РФ газа, столько "Газпром" и будет экспортировать», – констатирует Юшков.

Президент РФ Владимир Путин также отмечал, что перспективы украинского транзита являются следствием европейских закупок, в противном случае любые соглашения «Газпрома» с Украиной станут односторонним обременением России. 

 

«Россия мало обращает внимания на то, что говорят украинцы. Вопрос транзита газа через Украину будет обсуждаться в многостороннем формате, причем сначала с европейцами, а потом уже с Киевом», – заключает Юшков.

Украине необходимо предложить конкурентные условия

Еще одним примечательным заявлением Макогона стала ремарка об использовании Россией газа в качестве оружия. Украинский чиновник обвинил Москву в сверхвысоких ценах на сырье в Европе и в банкротстве нескольких европейских компаний.

Данная точка зрения периодически прослеживается в западных СМИ, но в целом она является маргинальной: серьезные эксперты в ЕС подтверждают, что причиной роста цен на газ стал глобальный дефицит предложения на рынке энергоресурсов.

«Украина занимает неконструктивную позицию, на сегодняшний день диалог по транзиту газа между Москвой и Киевом невозможен. Иногда на Украине бывают проблески – недавно там предложили России скидку на дополнительную прокачку газа. Только это случилось после того, как на украинцев надавили европейцы и потребовали более конструктивного подхода», – резюмирует Юшков

 

Одной из причин нежелания «Газпрома» увеличивать транзит через Украину является повышенная ставка Киева за сверхлимитные объемы транзита. Сегодня базовой планкой являются 110 млн кубов в день, а все, что больше этого, оплачивается по повышенному тарифу.

«Скидка является конструктивным подходом. Украинцам следует конкурировать за российский транзит, но любые позитивные мотивы в Киеве быстро скатываются к обвинениям в адрес Москвы и требованиям качать еще больше газа», – констатирует Юшков.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 27.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики