Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > OMV сообщила о полной готовности «Северного потока – 2» к началу 2022 года

OMV сообщила о полной готовности «Северного потока – 2» к началу 2022 года

Проблемы с запуском «Северного потока – 2» очень больно бьют по европейской экономике, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. В то же время даже незапущенный газопровод уже позволяет «Газпрому» формировать конъюнктуру рынка – европейцы в этом усмотрели лоббирование сертификации «СП-2». 

 

«Северный поток – 2» скоро будет готов к запуску

Глава австрийской компании OMV Альфред Штерн сообщил, что вторая нитка трубопровода «Северный поток – 2» будет заполнена газом до конца 2021 года. Это означает, что на 1 января 2022 года проект будет готов к запуску на всю мощность в 55 млрд кубов газа в год.

Первая нитка «Северного потока – 2» была достроена в начале лета, пусконаладочные работы завершились в сентябре, тогда же баржа «Фортуна» проложила последнюю трубу второй нитки. Заполнение трубопровода газом необходимо для поддержания давления в инфраструктуре, без которого нельзя осуществлять поставки, этот процесс также означает окончание технических работ по проекту.

«Газпром» в сентябре анонсировал запуск первой нитки «Северного потока – 2» на октябрь-ноябрь, но готовность российской компании помочь европейскому рынку через новый маршрут натолкнулась на политические противоречия в ЕС и Германии.

Европейцы продолжают использовать «Северный поток – 2» для давления на РФ даже в условиях цен на газ в районе 1000 долларов за баррель, а Федеральные сети ФРГ (Bundesnetzagentur) не спешат с сертификацией проекта: у ведомства имеется время до середины января 2022 года, и, похоже, оно его использует полностью. Судьба проекта зависит от политической конъюнктуры в Берлине и Брюсселе. 

 

«Техническая готовность второй нитки к запуску поставок газа к началу 2022 года является ожидаемой. Строительство инфраструктуры было завершено, после чего начались пусконаладочные работы», – констатирует Митрахович.

Первая нитка «Северного потока – 2» давно готова к поставкам газа, не хватает только сертификации Bundesnetzagentur. «Газпром» может начать поставки сырья прямо сейчас, но без сертификации это обернется штрафами и политическим скандалом.

Сертификация «СП-2» – это не разрешение на работу проекта, а вывод ведомства ФРГ, что он соответствует германскому и европейскому законодательствам, потому есть здесь и возможности для задержек.

Сертификация проекта зависит от ЕС и ФРГ

«Данных о том, что процесс может пойти быстрее, пока нет, но недавно минэнерго ФРГ сделало заявление, что не видит рисков в работе "Северного потока – 2". Только это не связано с сертификацией. За этот вопрос отвечает Bundesnetzagentur, которое должно согласовать решение с минэнерго ФРГ, а затем они вместе обсудят проблему с Еврокомиссией», – заключает Митрахович

 

Брюссель может задать дополнительные вопросы, которые затянут сертификацию «Северного потока – 2» до лета 2022 года.

«Конъюнктура на рынке является таковой, что даже неработающий "Северный поток – 2" помогает "Газпрому" – это фактор разогрева цен на газ, что для компании как поставщика газа выгодно. Однако это не означает, что "СП-2" не надо запускать. Рано или поздно ценовой пузырь сдуется, придет весна и ситуация на рынке изменится», – резюмирует Митрахович.

Мяч находится на стороне европейцев: им необходимо решать, готовы ли они дальше нести издержки из-за отсутствия «Северного потока – 2».

Ситуация в Европе накануне начала отопительного сезона становится напряженной. Европейские государства требуют коллективных решений по борьбе с ценовой ситуацией на рынке энергоресурсов, Польша угрожает «Газпрому» односторонним снижением выплат за газ, а Молдавия просит помощи у всех подряд, превратив собственные проблемы в популярную информационную тему. 

 

РФ успешно реализует свои проекты

Еще в Европе насаждается мнение, что «Газпром» работает на повышение газовых цен для лоббирования «Северного потока – 2».

«Европейцы могут говорить что угодно, а России нужно решать собственные проблемы. Заявка по "СП-2", ее политическая и экономическая аргументации понятны. Ждем решения, тянуть больше чем до лета европейцы не смогут, после чего проект запустят на какую-то мощность, дальше начнется процесс его вывода из-под антимонопольного регулирования», – констатирует Митрахович.

Незапуск «Северного потока – 2» является одной из причин того, что газовые цены в Европе продолжают находиться на сверхвысоком уровне.

«Россия на них зарабатывает, и не надо лезть из кожи вон, чтобы решать эти проблемы. Что касается информационного давления, то мы живем в такой ситуации с 2014 года, да и до этого про "Газпром" и РФ рассказывали разные гадости», – заключает Митрахович

 

Все это не мешает РФ реализовывать масштабные проекты, среди которых «Северный поток – 2» является не самым большим.

«"Газпром" сегодня аккумулирует прибыль, которая будет использована в газификации страны и в газохимии. Существует много проектов – в Усть-Луге, Амурский ГПЗ, стоящий как два "Северного потока – 2", на который завязан Амурский ГХК "Сибура". Нам есть чем заняться! Увеличиваются поступления в бюджет с экспортной пошлины и НДПИ», – резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 29.10.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики