Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина попала в энергетическую блокаду

Украина попала в энергетическую блокаду

Украина семимильными шагами приближается к энергетической катастрофе, которая вполне вероятна в холодные месяцы, когда минусовая температура выйдет на пиковые значения

В конце прошлой недели стало известно, что Россия перекрывает на Украину поставки энергетических сортов угля для ТЭС. Запрет на закупку топлива украинскими частными компаниями истекал 1 ноября, и Киев не намерен был его продлевать. Но от решений украинской власти уже мало что зависит — события идут своим чередом.

Относительно причин прекращения продажи российского угля существует несколько версий. Сопредседатель украинского Фонда энергетических стратегий Дмитрий Марунич предположил, что таким образом Москва отреагировала на обострение в Донбассе. Такая точка зрения сейчас довольно популярна в России. Но эксперт в области энергетики Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков считает, что политической подоплеки у этой истории нет: просто гораздо выгоднее продавать уголь на европейских рынках, где он из-за острого дефицита существенно вырос в цене. У Украины отсутствуют необходимые средства, чтобы приобретать уголь даже по прежней стоимости, а ценовой взрыв вообще сделал ее полностью неликвидным активом на биржевых площадках. 

Беда не приходит одна. 2 дня назад стало известно, что Россия и Белоруссия не станут импортировать на Украину еще и электроэнергию, на которую были большие планы. Даже без угля кризис в отопительный сезон был неминуем, о чем говорит Игорь Юшков: «Украина не пройдет отопительный сезон без импорта угля. Если этот запрет продлится, это будет колоссальный удар по энергетическому комплексу Украины».

А без электроэнергии, с закупкой которой, казалось, проблем не должно было быть (поскольку в прошлые годы торговля шла без проволочек) кризис будет усугублен до значений бедствия в национальных масштабах.

С Минском была достигнута предварительная договоренность по поставкам с «Белэнерго», с Москвой вообще никто даже не пытался договариваться. В Киеве предположили, что ситуация будет складываться по традиционной модели. Однако ряд технических моментов поставил крест на возможности подписания быстрого контракта с Белоруссией. Во-первых, украинские аукционы по распределению объемов закупаемой электроэнергии переносились несколько раз, мероприятие состоялось в самый последний момент. Результаты конкурса важны для потенциального продавца, он по итогам видит реальных покупателей.

Во-вторых, «Укрэнерго» на аукционе выставил лот сечением в 900 МВт. Технически белорусы не в состоянии переправлять такие объемы, для этого не подготовлены соответствующие линии. Максимум, что они могут экспортировать — это 350 МВт в час. Но в целом решение совместить «угольную блокаду» с запретом на поставки электроэнергии просто на технические моменты не спишешь. Тем более что последние в принципе преодолимы без каких-либо сверхчеловеческих усилий.

Все же есть основания подозревать, что провокация в Донбассе явилась для Москвы триггером, который запустил механизм крайне болезненных для Украины энергетических санкций. Без импортной электроэнергии и в условиях острого дефицита угля Украина обречена на веерные отключения и недопоставку тепла гражданам. О промышленных предприятиях говорить нечего, они окажутся первыми жертвами коллапса. Но и гражданам придется туго, если не сказать больше. При нехватке угольных резервов на ТЭС (а их сейчас хватает лишь на несколько недель работы) от теплоснабжения придется отключать целые жилые кварталы.

Мне плохо верится, что Украине дадут замерзнуть. Понятно, что Европа пальцем о палец не ударит, ей собственных энергетических проблем хватает, да и критическое положение украинского населения перед зимними холодами там едва ли кого-то волнует. В России — другое дело. Все же, по мнению Владимира Путина, русские и украинцы — один народ. Понятно, что замерзать будут не начальники, у них сохранится доступ к теплу. Пострадают простые люди. Так что мне представляется, что Москва просто указывает Киеву на те средства, которые она способная использовать для принуждения Украины к миру без применения военной силы. Но в критический момент, я уверен, помощь будет оказана.

Автор: Андрей Бабицкий 

Источник: Ukraina.ru, 01.11.2021

 

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики