Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китай: между энергетической независимостью и декарбонизацией

Китай: между энергетической независимостью и декарбонизацией

К планам Китая по развитию собственной ресурсной базы углеводородов следует приглядеться

Значительный рост мировых цен в нынешнем году на базовые энергоносители – нефть, газ и уголь – заставляет государств-импортеров реагировать на вызов посредством внесения корректив в национальные энергетические стратегии. В этом плане особенно показательна реакция Китая, ключевого партнера России по закупке углеводородов.

Активность властей Поднебесной в попытках разрешить проблему дефицита и дороговизны энергоресурсов в стране, прежде всего угля (доля угольной генерации составляет около 60% от общего объема производства электроэнергии в стране), начала давать определенные результаты. Так, 27 октября фьючерсы на энергетический уголь в Китае упали до самого низкого уровня более чем за месяц, демонстрируя снижение в течение нескольких биржевых сессий подряд. Столь внушительная коррекция цен на уголь последовала после того, как китайские власти инициировали расследование по выявлению незаконных хранилищ угля в ряде угледобывающих провинций, где накапливались запасы топлива. Национальная комиссия по развитию и реформам (NDRC) заявила, что вокруг шахт в основных добывающих районах КНР обнаружено много нелицензированных угольных хранилищ, и это «позволяло нелегальным торговцам накапливать уголь и серьезно подрывать работу рынка». Кроме того, власти Китая в перманентном режиме призывают местных производителей угля увеличивать добычу.

А «угольный» рекорд был отмечен 19 октября, когда наиболее ликвидные январские фьючерсы на твердое топливо на товарной бирже Чжэнчжоу вплотную приблизились к отметке 2000 юаней (свыше $300) за тонну. Ожидается, что средние цены на уголь в КНР в следующем году снизятся до 700 юаней (с 912 юаней в 2021 году). Такой прогноз 26 октября был представлен в исследовательской клиенткой записке банка Morgan Stanley.

Причем рост цен не сдерживают даже стремительно растущие внешние поставки: в сентябре Китай нарастил импорт энергетического угля из России на 28% по сравнению с августом, до 3,7 млн тонн. Причем совокупный импорт угля в КНР в сентябре вырос на 76% по сравнению с прошлым годом и составил 32,9 млн тонн. Об этом сообщил канал CNBC.

Для покрытия энергетического дефицита Поднебесной требуется не только больше угля, но также нефти и газа. И ставки властей здесь как на импорт, так и развитие внутреннего энергопотенциала.

В 2021 году заметно прогрессирует нефтегазодобывающий сектор КНР. По данным Национального статистического бюро КНР (The National Bureau of Statistics – NBS), за первые три квартала зафиксировано увеличение добычи нефти в стране на 2,5% (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), до 149,84 млн тонн; а природного газа – на 10,4%, до 151,8 млрд кубометров.

По объемам трехквартального импорта природного газа – тоже заметная динамика. Импорт газа за первые три квартала 2021 года вырос на 22,2%. Но здесь важно учесть, что четвертый квартал обещает быть трудным для удовлетворения заявок. Интрига в том, что на мировом рынке СПГ продолжает расти спрос. А вот предложение до конца года может снизиться: согласно обзору компании Rystad Energy, глобальный рынок СПГ не получит до 4% плановых поставок ежемесячно в период с ноября по февраль из-за перебоев в производстве. Что обострит глобальную конкуренция за партии СПГ – особенно между покупателями из Азии и Европы. Пока КНР безоговорочно побеждает Европу в этой борьбе.

А вот в импорте нефти обозначился курс на снижение – за первые девять месяцев 2021 года Китай сократил закупки «черного золота» почти на 7% – до 387,4 млн тонн. Что очень вдохновляет лидера Поднебесной, ратующего за скорейшее обретение страной энергетической независимости.

Председатель КНР Си Цзиньпин в октябре посетил нефтегазовое месторождение «Шэнли» на востоке страны. В ходе визита он призвал китайских нефтяников продолжать ударно трудиться ради успешного экономического развития государства. «Надеюсь на новые отраслевые успехи. Формирование нефтяной отрасли имеет большое значение для нашей страны», – заключил Си Цзиньпин.

Китайские нефтяники фиксируют успехи не только в добыче, но и в части расширения ресурсной базы. В частности, в конце сентября корпорация CNOOC объявила о крупном открытии – обнаружении месторождения «Кэньли 10-2» в Бохайском заливе с запасами около 100 млн тонн нефти.

Снижение внешних закупок нефти Китаем и улучшение показателей национальной нефтедобычи – определенные сигналы насторожиться российским экспортерам, учитывая, что нефтедобывающими компаниями РФ сделаны большие стратегические ставки на потребительский потенциал Поднебесной. Хотя этим летом КНР активно тратила нефть из госрезервов, которые весной 2020 года, в период обвала котировок, активно пополнялись. Что в конечном счете и повлияло на объемы импорта «черного золота» в 2021 году. А в следующем году может все сложится иначе – и вполне вероятно, КНР придется начать наращивать закупки нефти. Кстати, в прошлом году Китай существенно увеличил импорт нефти, несмотря на влияние пандемии COVID-19. По данным Главного таможенного управления КНР, импорт нефти страной в 2020 году вырос на 7,3% (по сравнению с 2019 годом), до рекордного показателя в 542,39 млн тонн.

Так что «великий поход» Поднебесной за высокой целью по обретению энергетической независимости может еще и не начался. Он тесно сопряжен и со стратегией декарбонизации. В сентябре 2020 года Председатель КНР Си Цзиньпин в видеообращении к Генассамблее ООН заявил о плане страны выйти на пик по углеродным выбросам к 2030 году и достигнуть углеродной нейтральности до 2060 года.

Автор: Александр Пасечник, руководитель аналитического управления ФНЭБ

Опубликовано: Inforos.ru, 01.11.2021


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.
«Газпром» на передовой экономических и политических битв с Европой
Европейские чиновники уверяют, что уже научились жить без российского газа, и в 2023 году сведут его покупки вообще к условным величинам. Их главная надежда – сжиженный природный газ. Сегодня ЕС должен принять принципиальное решение: прошел ли он точку невозврата в газовых отношениях с Россией и уверен ли, что его экономика выдержит без трубопроводных поставок газа из РФ. Или, наоборот, Европа все же осознает, что газовый баланс не сойдется, да и плата за такой резкий бросок в строну СПГ будет чрезмерной. Важнейшим фактором для принятия решения будет оценка потенциального объема СПГ, который появится на рынке до конца текущего десятилетия.
Нефтяной сектор России под санкционным давлением: уроки выживания
Санкционное давление на российскую нефтянку нарастает. 5 декабря вступило в силу эмбарго на морские поставки нефти из России в ЕС. Одновременно заработал и механизм price сap, придуманный США и поддержанный странами G7, ЕС, Австралией, Норвегией и Швейцарией. А ведь это далеко не первые санкции, введенные против отрасли после начала СВО. Доклад ФНЭБ позволит подвести первые итоги реакции нефтяной промышленности на жесткие санкции и понять, насколько успешным является противостояние этому давлению.
Арктические проекты в контексте энергетического разворота на восток
События 24 февраля 2022 года, с одной стороны, радикально переписали экономическую повестку, с другой, позволили понять, в каком реальном состоянии находятся проекты, на словах вроде бы активно развивавшиеся уже много лет. Если до жестких санкций можно было закрывать глаза на темпы реализации планов, о которых постоянно говорили с высоких трибун, то теперь от их состояния без всякого преувеличения зависит судьба российской экономики. Одним из них является Арктика.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики