Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый контракт с Молдавией усилит позиции «Газпрома» в Европе

Новый контракт с Молдавией усилит позиции «Газпрома» в Европе

Новый контракт «Газпрома» и «Молдовагаза» является политическим компромиссом, отметил в комментарии для ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов. «Газпром» пошел на финансовые уступки Молдавии, чтобы получить выгодные позиции для диалога с европейской стороной по «Северному потоку – 2».  

Россия и Молдавия договорились по газу

Президент Молдавии Майя Санду заявила, что довольна новым контрактом с компанией «Газпром».

Главным вопросом на переговорах с российским контрагентом Санду назвала цену на газ, а вторым по важности – долги «Молдовагаза». По долгам будет проведен аудит, после которого Кишинев и «Газпром» начнут работу по их реструктуризации.

В прошлом месяце российско-молдавские газовые переговоры были одной из главных тем в антироссийской повестке европейских партнеров. До 1 октября 2021 года действовал долгосрочный контракт «Газпрома» и «Молдовагаза», подписанный в 2008 году.

Соглашение работало по старой схеме «Газпрома»: цены на газ в нем были привязаны к нефтяным котировкам с отсрочкой на полгода. Из-за этого молдаване в сентябре покупали сырье за 250 долларов за тысячу кубометров при биржевых котировках в районе тысячи.  

Препятствием для продления соглашения были долги молдавской стороны, достигшие на 1 октября 2021 года 709 млн долларов. «Газпром» без урегулирования вопроса о долгах отказался переподписывать соглашение на поставку газа.

Стороны продлили контракт на октябрь 2021 года, но по нему газ продавался за 790 долларов за тысячу кубометров, для Кишинева это является неподъемной суммой. Правительство Молдавии сделало запрос о помощи в ЕС и ФРГ, но Брюссель и Берлин недвусмысленно заявили о том, что готовы помочь Кишиневу только политическими заявлениями, а закрывать его долги перед «Газпромом» не будут.

Молдавия является одним из беднейших государств в Европе, с ним конкурируют сегодня только Албания, Косово (не признано РФ) и Украина. Из-за этого долги перед «Газпромом» носят для молдавской стороны хронический характер.

Компромисс не имел альтернативы

«Молдавия является давним клиентом "Газпрома". Изначально было понятно, что переход на спотовые закупки сырья для Молдавии невозможен. Даже в спокойной ситуации, не говоря уже про период галопирующих котировок», – констатирует Перов.  

Молдаване вели переговоры по газу с Польшей, Украиной и Румынией, но сотрудничество с ними вышло бы дороже даже предложения «Газпрома» с ценой в 790 долларов за тысячу кубометров. Молдавия расположена далеко от СПГ-рынка, ближайшие СПГ-терминалы находятся в Польше и Хорватии, качать оттуда газ, во-первых, дорого, а во-вторых, без подготовки технически неосуществимо.

Любые спотовые контракты для Молдавии будут означать перекупку российского газа с биржевой наценкой: все альтернативные поставщики покупают сырье у «Газпрома», пусть в Румынии и на Украине и присутствует собственная добыча.

«Подписание нового пятилетнего контракта с Молдавией является позитивным событием, пусть стороны и не смогли договориться по поставкам газа в Приднестровье. Сообщается, что данная тема стала предметом отдельного разговора», – резюмирует Перов.

Молдавская сторона накопила перед «Газпромом» долг в 7 млрд долларов за поставки газа Приднестровью. Проблема остается нерешаемой: Кишинев не может выплатить даже свои долги, не говоря уже про огромную задолженность непризнанной республики.  

РФ с начала девяностых поставляет газ в Приднестровье, молдавская сторона за сырье не платит, а долг начисляется «Молдовагазу». Проблема будет тянуться до тех пор, пока Кишинев и Тирасполь не признают друг друга.

«Газпрому» было проще пойти на финансовые уступки

«Нам стоит положительно оценивать подписание нового контракта. Если бы "Газпром" не договорился с Молдавией, в компанию бы тыкали пальцем в Европе, рассуждая о том, что произошло с проевропейским правительством в Кишиневе», – заключает Перов.

«Газпром» в 2020 году поставил в Молдавию 3,05 млрд кубов газа. С одной стороны, это немало, а с другой – несущественная величина с точки зрения российского газового экспорта. «Газпрому» проще было пойти на компромисс, чем требовать выплаты молдавской задолженности. Денег у Кишинева нет, а наличие молдавской проблемы может усугубить переговоры по запуску «Северного потока – 2».

«Санду в Европе позиционируют как президента, который борется с коррупцией, решает проблему Приднестровья и победил "коррупционного ставленника Москвы", а Россия якобы использует против нее газ в качестве "энергетического оружия"», – констатирует Перов.  

До «энергетического оружия» на прошлой неделе договорился Жозеп Боррель, еврокомиссар, отвечающий в Брюсселе за внешнюю политику.

«Ситуацию в Европе описывали как попытки Москвы помешать Молдавии двигаться в "светлое будущее". Нельзя недооценивать последствия политических издержек в случае, если бы стороны не договорились накануне зимы», – резюмирует Перов.

Для имиджа «Газпрома» это позитивное решение, но важен вопрос стоимости газа. Санду назвала цену приемлемой для Молдавии, однако Кишинев копил долги даже при стоимости газа в 200–250 долларов за тысячу кубометров.

При актуальных ценах на газ в Европе в районе 800–1000 долларов за тысячу кубов непонятно, как получается выгодная для Кишинева цена, особенно учитывая лоббирование Брюсселем газовых контрактов с привязкой к бирже.  

«Тут ничего не понятно, как образовалась цена в новом контракте. Очевидно, что Молдавия не способна платить высокую цену за газ, поэтому здесь имеют место политические договоренности», – заключает Перов.

Иначе поставки газа по новому контракту не стартовали бы сегодня, об чем только что сообщили в компании «Молдовагаз».

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 01.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики