Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дешевый российский газ оказался политической иллюзией Молдавии

Дешевый российский газ оказался политической иллюзией Молдавии

Новый газовый контракт с Молдавией с точки зрения ценообразования носит комбинированный характер, отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Соглашение не означает, что Кишинев сможет покупать у России газ по низкой цене.

РФ и Молдавия перезаключили газовый контракт

Министр инфраструктуры Молдавии Андрей Спыну заявил, что цена на газ по новому соглашению «Газпрома» и «Молдовагаза» будет рассчитываться каждый месяц в зависимости от стоимости нефти и газа на европейских биржах.

Классический контракт «Газпрома» постепенно уходит в прошлое, пусть он и гарантировал стабильность цен, базировавшись на привязке к нефтяным котировкам с отсрочкой на полгода. Стоимость газа по такому договору была предсказуемой и позволяла обеим сторонам выстраивать энергетическую политику, однако под давлением Брюсселя от данной системы постепенно отказываются. Теперь только 20% европейских контрактов «Газпрома» работают по старой схеме, а остальные имеют привязку к биржевым ценам (споту).

Для молдаван рыночное предложение «Газпрома» за 790 долларов оказалось неподъемным, но Спыну сообщает не о возвращении к старой системе долгосрочных контрактов, а о симбиозе спотовых и нефтяных цен с ежемесячной корректировкой. 

 

Цены на нефть опять обвалились: на нидерландской бирже TTF на 10:40 по Москве они находились на отметке в 67,5 евро за МВт·ч (805 долларов за тысячу кубов), но даже такие котировки неприемлемы для Молдавии. Таким образом, либо спот в ценообразовании нового молдавского контракта занимает небольшое место (не более 30% от цены), а основная сумма высчитывается от актуальных цен на нефть, либо оптимизм Спыну носит популистский характер.

«Газпром» мог предоставить молдаванам скидку, но, учитывая долг Кишинева в 709 млн долларов по старому договору, это маловероятно. Скорее всего, молдавская сторона была вынуждена согласиться на одну из предложенных «Газпромом» схем.

Об условиях контракта можно только догадываться

«Условия газового контракта являются коммерческой тайной. Многих людей это удивляет, но так устроен бизнес. Общественность может судить о сути контракта исходя из утечек и характера переговоров», – констатирует Митрахович.

Есть и исключения, когда благодаря особенностям некоторых стран условия контрактов всплывают на поверхность. Примером этого является ситуация с газовыми соглашениями России и Украины, подписанными Владимиром Путиным и Юлией Тимошенко в 2009 году. 

 

«Контракт выбросила в Сеть администрация Виктора Ющенко, желавшая дискредитировать Тимошенко», – заключает Митрахович.

Дело завершилось тем, что при Викторе Януковиче Тимошенко и некоторых других членов ее команды за данный контракт осудили, хотя, несмотря на это, соглашение действовало до 2019 года, когда ему на смену пришел новый пятилетний договор.

Договоренности состояли из двух соглашений – на поставку и транзит газа, в обоих из них был принцип «бери или плати», который сторонами не выполнялся. РФ не транзитировала положенных объемов, а Украина не закупала у «Газпрома» прописанное количество газа.

В Москве полагали, что два соглашения уравновешивают друг друга, но стокгольмские арбитры в 2017 году рассудили иначе. Они разделили договорный пакет на два спора: по первому признали иск «Нафтогаза» к «Газпрому» и присудили компании штраф в 4,6 млрд долларов, а по второму отказали в российских требованиях на основании тезиса о проблемах украинской экономики.

Решение было ангажированным, но «Газпром» отказался от попыток его отменить в шведском суде в рамках компромисса декабря 2019 года. 

 

«Публикация контракта 2009 года является редким случаем, когда газовое соглашение можно почитать, а студентам поизучать его суть. Обычно контрактные текст и условия не раскрываются», – резюмирует Митрахович.

Для молдаван сохранность текста контракта важна политически. Кишинев мог согласиться на такие условия, которые с точки зрения молдавской риторики являются неприемлемыми, ведь одно дело – слова, а другое – реальная экономика.

«Люди, участвовавшие в подготовке таких контрактов, подписывают обязательства по неразглашению. Соглашение нам не покажут, но его детали начинают выплывать на поверхность, включая привязку цен к биржевым котировкам нефти и газа», – констатирует Митрахович.

Речь идет о комбинированном контракте, но по новой схеме. Ранее в молдавском соглашении цены летом были привязаны к биржевым котировкам газа, а зимой – нефти, но спекулятивная волатильность 2021 года сделала для Молдавии невозможной оплату газовых счетов. 

 

«В "Коммерсанте" были опубликованы сведения, что либо две трети, либо три четверти цены для Молдавии будут формироваться за счет нефтяной индексации. Газ не будет стоить для молдаван дешево: даже одна треть биржевого ценообразования делает стоимость сырья высокой, не надо забывать и про сегодняшнюю нефть под 90 долларов за баррель», – заключает Митрахович.

Дешевого газа Молдавия не получит: 450 долларов за тысячу кубометров – это меньше, чем на бирже, но все равно много. Молдавия находится не в самом лучшем положении с точки зрения газа, пусть Кишинев и получил уступки от Москвы.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 02.11.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики